Эксперименты нужны не только физикам и биологам, но, как оказалось, и археологам. Вот, допустим, раскопал ты каменный топор… А насколько реально перерубить им древесный ствол? В последнее время по телевизору часто показывают фильмы (как правило – производства ВВС) об энтузиастах, пытающихся воспроизвести строительство Стоунхенджа или египетских пирамид, о добровольцах, живущих в «первобытных» жилищах и сидящих на столь же «первобытных» диетах. Есть и на ульяновской земле подобные экспериментаторы.

Археолог, кандидат исторических наук, преподаватель УлГУ Александр Вискалин занимается экспериментальной археологией еще со студенческих времен. На первом курсе Ленинградского государственного университета в далекие 70-е ему довелось на практике изучать технологию изготовления и рабочие свойства каменных орудий. Оказывается, кремневый нож режет шкуру и мясо ничуть не хуже, чем стальной. Более того, он обладает свойством самозатачивания: с режущих краев откалываются миниатюрные микроскопические чешуйки, и сами края становятся похожими на необыкновенно острую пилку. Чем больше работаешь, тем острее.

Отрабатывать «первобытные» навыки и технологии ленинградским студентам приходилось на тушах львов и слонов: в зоопарках страны периодически отбраковывали и отстреливали разных животных, их туши и отправляли на растерзание ленинградским историкам. Когда толпа «диких» студентов с помощью заостренных камней в считанные часы расправлялась со слоновьей тушей, эффективность элементарных орудий была особенно наглядна.

Оказалось, что самым простым каменным осколком и отщепом можно сделать достаточно сложную операцию. С тех пор археолог Вискалин не только изучает прошлое, но и старается его воспроизвести, попробовать на себе. Например, изготовить настоящий «первобытный» лук, который, как оказалось, представляет собой не просто согнутую палку с натянутой на нее тетивой, а очень даже сложный механизм.

Среди местных любителей истории, выезжающих на раскопки с Александром Вискалиным, есть и любители гончарного искусства, как, например, Геннадий Уланов и его сыновья. Изготовленная ими керамическая посуда в точности имитирует образцы, относящиеся к конкретным археологическим культурам. В свободное от раскопок время можно воспроизвести жилище древнего человека. А вместе с любителем истории из села Елшанка рабочим Большеключищенской птицефабрики Иваном Яковлевым удалось изготовить пока еще не слишком совершенный челн – лодку, выдолбленную из единого древесного ствола.

Приближается очередной полевой сезон. Предстоят новые раскопки и новые эксперименты.