Лишь каждый десятый ульяновский ребенок сможет отправиться на каникулы в загородный лагерь

В ЭТИ дни ульяновские дети, как и их сверстники по всей России, отправляются по лагерям. Увы, на всех желающих провести часть каникул на лоне природы лагерей не хватает.

Их число ополовинили годы реформ: если в конце 80-х годов прошлого века в Ульяновской области детей принимали 36 пионерлагерей (раньше было еще больше), то сегодня в строю осталось только 16. Еще четыре – новообразованные, открытые на базе «взрослых» санаториев.

Впрочем, могло быть и хуже. По словам главного специалиста областного департамента образования Ирины Элюновой, в течение последних двух лет удалось остановить процесс разрушения детских лагерей. В этом году по поручению губернатора проведена инвентаризация детских лагерей. Создана рабочая группа, которая должна выяснить, кто и почему лишил детей возможности загородного отдыха и можно ли исчезнувшие лагеря возродить. Более того, за каждым министром областного правительства закрепили по два лагеря. Шефы с портфелями выезжали для понимания ситуации непосредственно на места, где убедились, что дело плохо.

Среди 20 лагерей, прекративших свое существование, семь уже разрушены окончательно и восстановлению не подлежат. А в некоторых на месте спальных корпусов уже красуются вездесущие коттеджи новых русских.

Но есть еще лагеря, которые можно восстановить. Такие, например, как не работавшие уже несколько лет «Орленок» и «Ти-

муровец», переданные теперь во владение муниципалитету Чердак-линского района. В прошлом прекрасный лагерь «Электроник» его хозяева, энергетики, выставили на торги. Область хотела было выкупить объект, да, по нашим сведениям, ОАО «Ульяновскэнерго» запросило сумму, для бюджета непосильную. Говорят, чиновники пытаются «работать с энергетиками по этому вопросу», но те пока навстречу не идут.

Лагерь им. Аблукова, в прошлом самый крупный и один из самых лучших, тоже не работает. Собственник – Ульяновский механический завод, находящийся ныне в тяжелом финансовом положении, лагерем не занимается,но и отказывается передавать его государству или муниципалитету в надежде, что появится арендатор или тот, кто выкупит у них эту недвижимость. В итоге вместо базы для загородного отдыха детей может появиться очередное место отдыха для богатых. Лагерь им. Гая, принадлежавший Ульяновскому автозаводу, находится в процессе передачи Ульяновскому району, но и он в этом году вряд ли заработает, поскольку находится в очень плохом состоянии.

Словом, немногие дети смогут воспользоваться заботой власти об их здоровье. По данным областного департамента образования, в этом году в оздоровительных лагерях смогут побывать лишь 12 тысяч детей – это около 12 процентов от общего числа ребят школьного возраста.

Но и само наличие места – еще не гарантия, что родители смогут отправить туда ребенка. Средняя стоимость путевки на одну смену этим летом выросла до 6200 рублей. Частные и муниципальные оздоровительные лагеря участвуют в торгах, выставляя свои путевки. Основную закупку ведет Фонд социального страхования (ФСС). Закупают путевки для определенных категорий детей и департамент соцзащиты, департамент образования, комитет по молодежной политике. Соцстрах оплачивает предприятиям до половины средней стоимости путевки, то есть 3100 рублей, даже если ее цена выше (а есть и по 8,5 тысячи). Остальное или его часть вправе компенсировать предприятие, где работают родители.

Губернатор рекомендовал сделать так, чтобы для родителей стоимость путевки не превышала десяти процентов ее реальной средней стоимости, то есть около 620 рублей. Но возможности далеко не всех предприятий позволяют эти рекомендации исполнить. В ряде случаев, в зависимости от наличия федеральных ассигнований, Фонд соцстраха оплачивает путевки полностью: право на бесплатный отдых имеют дети работников бюджетных организаций, а также тех предприятий, которые

не в состоянии компенсировать затраты родителей. Бесплатными путевками через департамент соцзащиты и департамент образования обеспечиваются также дети из малообеспеченных многодетных семей, дети-сироты из детских домов и школ-интернатов.

Кто не помнит знаменитый любимый фильм всех времен и поколений про пионерлагерь «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»?! Сегодня название фильма, как это ни печально, очень соответствует действительности. Как быть той многочисленной армии работников всяких мелких ООО, руководство которых ничего не собирается компенсировать своим сотрудникам и вообще заниматься их детьми? Как быть тем, кто, именуясь «предпринимателем», на самом деле всего лишь наемный продавец на рынке? Эти вопросы не имеют ответа, кроме одного: покупать путевки за полную стоимость. Но родители, имеющие в кошельке такие деньги, могут отправить свое чадо и на море. Остальным же придется коротать каникулы на городском асфальте.

– Для нашей области дети – всегда приоритет, – сказал один из чиновников областного правительства. – Но приоритет должен иметь финансовое подкрепление. Пока на федеральном уровне забота о детях не стала приоритетным нацпроектом, а возможности областного бюджета невелики.

Не дожидаясь, когда у Москвы дойдут руки до детей, в Ульяновской области начали разрабатывать программу и специальный закон о детском оздоровительном отдыхе. Возможно, это как-то упорядочит процесс, но вряд ли заметно изменит его результат: для этого потребуются деньги.