Жительница Ульяновска выиграла битву с ЖКХ

Александра Кузнецова, жительница Железнодорожного района Ульяновска недавно победила в суде такую мощную и, казалось, непробиваемую систему как жилкомхоз, заставив домоуправляющую компанию не только ремонтировать крышу дома, но и вкручивать лампочки в подъездах и мыть полы на лестничных площадках, чего не наблюдалось даже с советского времени.

Как-то один из ульяновских собственников жилья сравнил нынешнюю систему жилищно-коммунального хозяйства, находящуюся в затяжном состоянии реформы, с Минотавром – чудовищем из древнегреческой мифологии, рожденным от преступной связи жены Миноса Пасифаи и насланного Посейдоном морского быка. Как ненасытный Минотавр постоянно требовал жертв, так и жилкомхоз, ставший странным соединением рынка и безответственности, продолжает пожирать средства жильцов, не утруждая себя обязательствами.

Жильцы дома, в котором проживает Кузнецова, уже устали жаловаться в свою муниципальную управляющую компанию «Южное», и на нее – в вышестоящие инстанции. Крыша течет, в подвале крысы, окна в подъездах разбиты – в общем, типичный перечень проблем. Но пойти на то, чтобы подать заявление в суд, никто не решался – полагали, что себе дороже. Кузнецова решилась. А когда ей по формальным причинам суд вернул заявление, пришла на консультацию в ульяновскую общественную организацию «Центр защиты прав потребителей», где узнала дополнительно, что управляющая компания несет ответственность еще и за чистоту мест общего пользования, и за освещение подъездов. Даже не верилось, что и это можно требовать.

Представитель муниципальной управляющей компании на суде возмущался: «Мы не обязаны мыть подъезды, такого никогда не было, жильцы сами платят уборщицам, у нас есть на то постановление мэра!».

Но в Центре защиты прав потребителей Кузнецовой снова добавили уверенности: «Не беспокойтесь, постановление мэра от 2002 года, а постановление правительства РФ, где оговорена ответственность управляющей компании, – от 2006 года!». Тогда представители муниципальной домоуправляющей компании (МУК) нашли другой ход – они предложили мировое соглашение, по которому они согласны выполнить требования, но при условии, если из них будут исключены несколько пунктов, в том числе уборка подъездов, объясняя это тем, что уже так сложилось исторически.

Надо отдать должное суду – он подошел к вопросу со всей четкостью и строгостью закона и удовлетворил иск Александры Кузнецовой.

В принципе, это в Ульяновске уже не первое дело, выигранное жильцами в спорах со своими управляющими компаниями. По словам специалистов Центра, до упомянутого иска были еще четыре аналогичных, и по всем жильцы победили. Причина проста: в постановлении правительства все обязательства управляющих компаний оговаривают очень четко, и разночтений быть не может.

Что надо знать, если хотите заставить работать

управляющую компанию как положено

Основные права собственников жилья оговариваются в Жилищном кодексе. Более детально – в Постановлении правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, которым утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме. А там четко сказано, что содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя их освещение; обеспечение установленных температуры и влажности; уборку и санитарно-гигиеническую очистку; а также уборку земельного участка, входящего в состав общего имущества, его озеленение и благоустройство и т.д.

Конечно, не каждый может иметь у себя на столе эти документы, но если у вас есть подозрения, что управляющая компания (будь то частная или муниципальная) делает не все, что положено, всегда можно проконсультироваться в областной жилищной инспекции, или в Центре защиты прав потребителей. Там пояснят, что входит в перечень обязательных услуг, и что могут предпринять жильцы. По словам заместителя начальника областной жилищной инспекции, когда ясно, что управляющая компания не выполняет свои обязательства, следует обратиться сначала с претензией непосредственно к ней (образец претензии, разработанной в Центре защиты прав потребителей, прилагается). И если требования жильца не будут выполнены, можно обратиться с жалобой в жилищную инспекцию (она проверит факты, вынесет предписание и оштрафует управляющую компанию).

В суд можно обращаться и независимо от действий и ответов жилинспекции. В Центре защиты прав потребителей уверены, что при грамотно составленном исковом заявлении выигрыш обеспечен, при этом все судебные издержки (а в определенных случаях – моральный и материальный ущерб) будут взысканы с ответчика.

И еще: «Российская газета» постоянно отслеживает ход реформы ЖКХ и проблемы, возникающие при этом. Если управляющая компания нарушает Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, а ваша претензия не принимается управляющей компанией или исковое заявление – судом, звоните в ульяновский корпункт «Российской газеты».

Комментарий руководителя ульяновского Центра

защиты прав потребителей Григория Каленова

– Обращение в суд – это очень хорошо. Во-первых, у управляющей компании появляется четкое понимание, что она обязана делать. Во-вторых, требования уже точно будут исполнены, потому что придут судебные приставы. В-третьих, появляется судебная практика, когда управляющая компания будет понимать, что лучше по первой претензии жильцов устранить недостатки, поскольку решение суда будет не в их пользу. И еще суд поможет выявить недобросовестные компании. Некоторые компании начинают утверждать, что тех или иных обязательств нет в договоре. Но даже если по каким-то причинам вообще договор с жильцом еще не заключен, дело все равно выигрышное, потому что, при наличии утвержденного правительством перечня работ и условии исправного внесения платежей за обслуживание жилья, считается что своего рода публичный договор уже действует. Гораздо хуже ситуация с товариществами собственников жилья. Если ТСЖ заключало договор с управляющей компанией на обслуживание жилья, то претензии можно предъявить к управляющей компании от имени ТСЖ. Но если оно работает без управляющей компании (а именно эта форма распространена повсеместно), то и ответственность за все несет товарищество, и претензии жильцов бессмысленны: жилинспекцией будет оштрафовано ТСЖ, то есть, сами собственники жилья. ТСЖ могут быть выгодной и эффективной формой управления домами только при одном условии: если во главе стоит хороший, опытный и честный председатель, который исполняет все требования закона, упомянутого положения и пожелания жильцов.

Полезные телефоны:

Ульяновская общественная организация «Центр защиты прав потребителей» – 49-63-13;

Государственная жилищная инспекция Ульяновской области – 44-68-14;

Корпункт «Российской газеты» в Ульяновске – (8422) 41-32-11

Сергей Титов, собкор «РГ», специально для «НГС»