С наступлением тепла молодежь из всех районов города перебирается в центр. Кто-то облюбовал сквер у памятника Карлу Марксу, роллеры переместились в детский парк имени Матросова, а вот брейкерам больше по душе площадь Ленина. Таким образом, гуляющая публика имеет удовольствие зреть, как танцуют брейк данс прямо на улице. Лучшие би-бои города (так называют себя те, кто танцует брейк) выкладываются по полной программе на каждом выступлении.
Им все равно, происходит ли это на вечеринке в элитном клубе или просто под открытым небом. Они получают удовольствие от каждого движения. С каждым разом движения становятся точнее, элементы – сложнее, а жизнь – интереснее, потому что брейк данс – это не просто танец. Это – образ жизни.
Они совсем разные, но они – команда. Они называют себя “Right Coast”, что в переводе означает «правый берег». Это имя уже хорошо известно не только в Ульяновске, но и в Казани, Самаре, Тольятти, Волгограде.
До того, как ребята пришли в брейк данс, они были успешны – каждый в своей области. Саша Павлов (Раста) в 15 лет имел третий взрослый разряд по легкой атлетике. Женя Холодов (Арчи) занимался в театральном кружке. Стас Лавренников ходил в хореографический кружок, выступал на сцене и в балетных номерах, и с русскими народными танцами. Ему нравилось выступать на сцене, быть в центре внимания. Бросил. Все это было не то… Их рассказы о том, как они «заболели» брейком, звучат практически одинаково: «Увидел – и понял: это мое!» Но «заболеть» – это одно, а чего-то добиться – совсем другое. Чтобы научиться танцевать брейк данс, требуются годы.
– После девятого класса я поступил в профессиональное училище, где готовили автомехаников, – рассказывает Саша Павлов. – В училище с такими, как я, обращались жестко, презрительно называли «сливками». Это потому, что мы отличались от основной массы – «гопников». Вот тогда я и начал заниматься брейк дансом. Первые полгода просто приходил на тренировки: нравилась сама атмосфера, позитивные люди. Тренировки были, как отдушина. А потом начало что-то получаться. Подружился с ребятами, начали вместе выступать. Появилось желание совершенствоваться. А летом мне повезло: поступил в университет на хореографическое отделение. Теперь днем изучаю основы хореографии, классические и народные танцы, вечером хожу на тренировки, совершенствуюсь в брейке и преподаю современные танцы. Мечтаю со временем открыть свою школу танцев. Я уже точно знаю: вся моя дальнейшая жизнь будет связана с танцами.
– Для чего мне эти танцы нужны? – удивляется моему вопросу Стас. – Я лично так для себя определил: чтобы не сбиться с нормального пути. Тренировки помогают совершенствовать ум и тело. Если бросить, начнется обратный процесс. Когда мы решили выступить вместе, то сначала было довольно много народу, но лишние быстро отсеялись. Подготовили шоу. А после фестиваля так и остались вместе, чтобы продвигать брейк в Ульяновске. Мы в городе не единственные. Есть еще клуб за Волгой. Я лично к заволжским ребятам не испытываю ревности. Каждый би-бой – уникален. Если просто танцевать, показывая отработанные движения, то ты ничего не сможешь сказать своим танцем. Обязательно должен быть свой стиль. А когда появляется стиль, то появляется философия. Я, например, долго обдумываю каждое движение, ведь в брейке все имеет значение. Во время выступления пытаюсь не просто продемонстрировать технику танца, а стараюсь выразить себя. Когда за техникой ничего не стоит – нет смысла, пустота. В этом году я собираюсь поступать в политех на прикладную информатику. Будущую жизнь представляю себе так: днем сижу за компьютером, а вечером преподаю или тренируюсь. Еще, конечно, неплохо было бы ездить по другим городам, общаться с другими брейкерами…
– Я начал танцевать в 11 лет, – вступает в разговор Женя Холодов. – Когда впервые пришел на тренировку и увидел взрослых парней, которые крутятся-вращаются, мир вокруг вдруг как-то стал ярче. Захотелось тоже научиться так танцевать. Поначалу у меня ничего не получалось. Я уже почти отчаялся… Но со временем стало что-то получаться. Через год я стал одним из лучших учеников Шведа (это ник нашего тренера). Брейк данс – это стиль жизни. Можно даже сказать, что это – вид спорта, в котором нет предела совершенству. Выучить все элементы в принципе невозможно, их много, и один сложнее другого. При этом каждый танцор придумывает собственные «выкрутасы». Наша команда существует уже почти два года. У нас есть свои поклонники. Теперь пора выходить на российский уровень. Летом собираемся на фестиваль «Сникерс-Урбанию» в Казань и в Самару, потом – в Москву на закрытие фестиваля. Честно говоря, к Ульяновску отношусь неоднозначно. С одной стороны, я всего добился именно здесь, а не где-то еще. С другой – молодежь в Ульяновске не хочет понимать ни хип-хопа, ни рока. Большинство проводит время у подъездов, покуривая сигареты и потягивая спиртные напитки. У нас в команде, например, никто не курит. Это не запрещено, просто те, кто курит, очень быстро выдыхаются. А брейк требует огромной выносливости. Вообще-то у меня есть мечта: хочу поехать в Самару, поступить в университет культуры, получить высшее хореографическое образование и продвигать культуру танца в Ульяновске. Почему бы и нет?
С би-боями общалась Елена Огнева