Василий Свалухин – один из самых известнейших тренеров Ульяновской области. Он – специалист с большой буквы, подготовивший мастеров высокого уровня сразу в трех видах спорта – карате, рукопашном бое и тхэквондо. Воспитанники Василия Васильевича неоднократно завоевывали медали чемпионатов СССР, России, Европы, мира. Многие становились знаменитыми за пределами спортивных площадок, чему в немалой степени способствовал Васильич, как его называют сами ученики.
16 июня у знаменитого наставника юбилей. Накануне своего 50-летия Василий Свалухин стал гостем «Беседки «КП».
Крещеный учитель воинов
– Василий Васильевич, многие люди накануне своего дня рождения подводят итоги, вспоминают самые яркие события прожитых лет. Вы бы смогли сейчас написать мемуары?
– Вряд ли. Я никогда не задумывался над тем, что уже прожил какую-то часть своей жизни. Не подводил итоги, не проводил ревизию того, что сделал. Самое же памятное событие произошло совсем недавно. Я стал крещеным. Произошло это в Ярославле.
– А раньше не были верующим человеком?
– Мне кажется, что любой человек в душе верующий. Хотя некоторые люди и утверждают, что не верят в бога и являются атеистами. Не крестился же я потому, что душой не доходил до этого. Считал, что пока не готов к посвящению в таинство крещения. Для меня крещение -действительно таинство, а духовный родитель – это тот человек, который становится для тебя наставником на всю оставшуюся жизнь. Мой духовный наставник, отец Сильвестр, практически на каждый большой церковный праздник звонит мне, спрашивает о здоровье, работе, жизни, поздравляет с праздниками, благословляет, дает какие-то советы… Мне очень важно, что хоть я для отца Сильвестра один из многих сыновей,
Василий Васильевич считает себя счастливым человеком.
тем не менее, он помнит обо мне.
– Как вы с ним познакомились?
– Я поехал в Ярославль проводить семинар с местными инструкторами. И тут все произошло само собой. Друзья познакомили меня с настоятелем местного монастыря, отцом Сильвестром. Когда я подошел к нему, он, не зная меня, сказал: «Я знаю, зачем ты сюда приехал. Чтобы покреститься». И стал моим духовным батюшкой.
– Говорят, в этом ярославском монастыре находится редкая икона?
– Да, это так. Это икона Всех Святых Воинов-мучеников. Такого святого лика нет больше ни в одном храме мира! Когда я узнал об этой иконе, еще раз убедился, что покрестился в Ярославле волею судьбы. Ведь известно, что я всю жизнь занимаюсь различными видами единоборств, обучаю этим искусствам молодое поколение. А большинство моих учеников – люди военные. И вот покрестился я у иконы Всех Святых Воинов-мучеников… Кстати, в этот храм часто приезжают спецназовцы, сотрудники ФСБ… Недалеко от церкви находится площадь, которая в некоторые праздники – 23 февраля, День десантника, День спецназа -бывает под завязку забита машинами. Военные люди приезжают к отцу Сильвестру получить благословение.
Дом всегда полон гостей
– Вы считаете себя счастливым человеком?
– Да, потому что многое в жизни доставляет мне радость. Мне очень повезло и с работой, и с семьей. Не секрет, что любой труд приносит человеку не только радости, но и сложности, горести, проблемы. Но всю свою жизнь я с удовольствием хожу на работу, потому что она для меня действительно любимая. И домой я всегда возвращаюсь с радостью в сердце. Потому что знаю, что меня ждет любимая семья, жена, которая меня поддерживает и вдохновляет, помогает во всех жизненных ситуациях…
– У каждого человека в жизни наступают периоды спада, когда хочется все бросить, уехать на край света, чтобы никого не видеть. Как вы поступаете в таких ситуациях?
– Я стараюсь не замыкаться на неудачах, а, наоборот, поскорее преодолеть такой период. В таких ситуациях мне помогает супруга Ирина, а также ученики, которые стали друзьями семьи, нашими детьми. Хоть Бог и не дал нам с женой возможности иметь кровных детей, мы ощущаем себя многодетными родителями. Двери нашего дома всегда открыты для учеников, и они нас не забывают. И дома, и на даче у нас всегда многолюдно.
Из Кремлевского полка – в тренеры
– Как начиналась ваша карьера?
– Тренером я стал в какой-то степени случайно. До службы в армии занимался самбо в спорткомплексе «Динамо». Тренироваться приходилось в небольшом зале, располагавшемся в подвале. Больших высот не достиг, выполнил всего лишь норматив кандидата в мастера спорта. Причем документально оформить это спортивное звание не успел: призвали на службу в армию. Служил я в Кремлевском полку. Мои армейские командиры часто посылали меня на специальные семинары, которые проводили для сотрудников КГБ кубинские инструкторы по карате. Мне этот вид спорта понравился. В 1978 году после демобилизации из армии я вернулся в родной Ульяновск и продолжил тренироваться карате уже для себя. На занятия ходил в тот же динамовский спорткомплекс. Вскоре ко мне подошли сотрудники комитета госбезопасности и попросили потренировать карате нескольких их подопечных. Так я впервые попробовал себя в роли тренера.
Что касается занятий с учениками, не носящими военную форму, то здесь своя история.6 1979 году во Дворце профсоюзов начали культивировать различные спортивные
секции – по классической борьбе, акробатике, боксу… Занимались в них более 300 человек. Я же приходил во Дворец и в уголке тихонько занимался карате – для себя. Но в один прекрасный день все тренеры куда-то пропали. Ходили разговоры, что у наставников возникли проблемы с властями, узнавшими, что те за свои уроки берут с учеников деньги… И вот, представьте, вся эта толпа, оставшись без любимых занятий, попросила меня познакомить ее с карате. Отказать я не смог. Вскоре, с наступлением лета, тренировки пришлось перенести на городской пляж. Затем нас приютил парк имени Свердлова… Переезды продолжались до тех пор, пока я окончательно не обосновался в спорткомплексе «Динамо».
– Из ваших первых учеников кто-то достиг больших высот?
– Если брать спортивные показатели, то уже через несколько лет моя команда стала трехкратным чемпионом СССР среди коллективов КГБ. Но определенных высот мои ученики достигли не только на спортивной площадке. Например, Николай Николаевич Брит-вин дослужился до звания генерал-лейтенанта. Сейчас он начальник ФСБ Ростовской области, помощник полномочного представителя Президента РФ по Южному федеральному округу. А ведь в свое время, будучи лейтенантом,он тренировался у меня в ульяновской секции «Динамо». Дважды представлял наш город на соревнованиях, выиграл чемпионат СССР по прикладному карате.
В тхэквондо занесло ветром перемен
– Сейчас существует несколько разновидностей карате – кекусинкай, ашиха-ра, шидокан, фудокан… Какая из них больше похожа на прикладное карате?
– Никакая. Дело в том, что прикладное карате до сих пор существует как самостоятельный вид спорта. Правда, называется он теперь по-другому – рукопашный бой.
– Вы известны не только как высококлассный специалист по преподаванию рукопашного боя, но и как маститый наставник по тхэквондо. В нашей стране этот вид спорта начал развиваться не так давно. Как произошло ваше знакомство с тхэквондо?
– В 1988 году в нашей стране подул ветер перемен, и советские спортсмены и тренеры смогли познакомиться с тхэквондо. Я всегда тяготел к единоборствам, в которых хорошо развита техника работы ногами. Поэтому неудивительно, что новый вид спорта, завезенный в СССР из Кореи, мне пришелся по душе. Кроме меня из ульяновцев тогда «корейской новинкой» увлеклись также Евгений Ключников (нынешний президент Союза тхэквондо России) и Александр Лаш-панов (он сейчас является главным тренером сборной России по тхэквондо). Мы втроем съездили на семинар в Прибалтику, прошли там аттестацию, после чего начали развивать у нас тхэквондо. А в 1990 году Ульяновск посетили директор демонстрационной команды Южной Кореи Ли Ки Хюн и два его ученика. Они провели в нашем городе двухнедельный семинар, участниками которого стали более 200 человек со всего Советского Союза. По окончании семинара мы сдали экзамен на 1-й дан, получили право носить черные пояса и стали дипломированными тренерами по тхэквондо. Именно выпускники того ульяновского семинара и развивают сегодня этот вид спорта в различных городах России и странах бывшего СССР.
– В свое время вы были старшим тренером национальной сборной России, а сейчас сосредоточились исключительно на подготовке ульяновских тхэквондистов. Нет желания вернуться в главную команду нашей страны?
– Хотя официально я не работаю в национальной сборной, то, что творится в этой команде, мне прекрасно известно. Я вхожу в тренерский совет сборной России и надеюсь, что своим мнением помогаю наставнику нашей сборной Александру Лашпанову. К тому же, в родном городе я разнообразил свою тренерскую деятельность: теперь я вновь преподаю тхэквондо не только взрослым спортсменам, но и маленьким детям. Когда я набирал свою первую «юную» группу, честно признаюсь, боялся, что дисквалифицировался как детский тренер. У меня были опасения, что я не подберу правильный язык общения с ребятами. Ведь со взрослыми спортсменами у меня все отработано до автоматизма. Мы могли общаться на тренировках только на языке жестов и при этом прекрасно понимали друг друга. А детям нужно и объяснить понятным им языком, и показать. То есть тренер должен опуститься до уровня развития ребенка. А после этого постараться поднять своего юного подопечного до своего уровня.
– Василий Васильевич, вы много путешествовали по миру. Какие страны произвели на вас самое неизгладимое впечатление?
Мне понравились многие страны. Например, в Хорватии созданы все условия для отличного отдыха – очень красивое море и пляжи, чистейший воздух в сосновом бору… Также произвел неизгладимое впечатление Гонконг.
– Говорят, что в вашей жизни есть еще две страсти…
– Одна из них -собаки. Сколько себя помню, я их любил всегда. У отца была охотничья собака. Эти животные всегда жили в нашем доме, даже когда у меня появилась своя семья. Были ньюфаундленды, болонки… Последние же семь лет любимицей нашей семьи является скотчте-рьер Тэффи. Она такая маленькая и веселая, что на улице все ее называют «при-кольненькая собачка».
– Кличку ваша любимица унаследовала от знаменитой телевизионной награды?
– Когда мы брали этого породистого щенка в месячном возрасте, он уже носил свое имя. Но, думаю, что наследованием от награды тут не пахнет. Ведь название конкурса пишется с одним «ф», а имя нашего скотчтерьера – с двумя.
– Ну, а вторая ваша страсть -это кухня. Вы известны как отличный мастер приготовления различных вкуснейших блюд…
– Это, можно сказать, одно из моих хобби. Я очень люблю заниматься приготовлением различных блюд, постоянно пополняю свою коллекцию рецептов. Правда, строго по рецептуре готовлю только один раз. В следующий раз вношу в приготовление этого блюда какие-то свои изюминки, добавляю другие травки, приправы… И блюдо получается совсем иного вкуса. Я, например, знаю семь разновидностей солянки!
– Можете раскрыть читателям «Комсомолки» секрет какого-нибудь своего фирменного блюда?
– Пожалуйста, мой фирменный жюльен. Берется курица, мелко режется, обжаривается. Отдельно обжариваются грибы (шампиньоны) с луком. Затем все это смешивается либо с ветчиной, либо с морепродуктами (мелко нарезанными мидиями или кальмарами). В полученную массу добавляем немного сливок, сверху посыпаем пропущенным через терку сыром. Осталось поставить это блюдо в духовку и подождать пять – семь минут.