Количество смертей в армии не уменьшается – растут лишь компенсации семьям погибших

Пресненский суд Москвы 21 июня начнет рассматривать иск, поданный родителями военнослужащего Евгения Брагина при поддержке фонда «Право Матери» к Минобороны и военной части о компенсации морального вреда по факту гибели их сына. Эксперты фонда говорят, что из года в год количество погибших не меняется, неизменным остается и очень плотный поток обращений семей погибших в армии солдат. Единственным плюсом можно считать то, что увеличиваются суммы компенсаций, выплачиваемых родителям за погибших в армии детей.

Во второй половине июня будет рассматриваться три судебных иска, поданных фондом «Право Матери» от имени родителей погибших солдат. За тремя судебными процессами три трагические истории, трое погибших, призванных на службу в армию молодых людей.

Евгений Брагин (1982 г.р.) был призван из Ульяновской области в Чечню. В июле 2003 года колонна, в которой находился Евгений, попала в засаду. Девять военных, в том числе и Евгений, погибли. Еще шестеро были ранены. По данному случаю было возбуждено уголовное дело. Родители Евгения располагают сведениями, что командованием военной части не были предприняты необходимые меры безопасности. Например, отсутствовало сопровождение колонны машинами БТР. Иск о компенсации морального вреда от имени родителей к Минобороны и воинской части 21 июня будет рассматривать Пресненский суд Москвы.

Другой случай произошел с Игорем Андреевым (1986 г.р.), призванным в ряды вооруженных сил в апреле 2004 года. В полку, в который попал парень, над ним издевались, били, вымогали деньги. В марте 2005 года, когда Игорь не смог достать денег, его жестоко избил рядовой той же части Ромадов. Через несколько месяцев срочника перевели в другую часть, расположенную в Севастополе. Но по дороге на новое место службы, в поезде Москва–Севастополь, солдат покончил с собой. Его тело нашел проводник в тамбуре. Московский городской военный суд признал Ромадова виновным в «нарушении уставных правил при отсутствии между ними отношений подчиненности, связанных с унижением чести и достоинства, связанных с насилием». И приговорил к содержанию в дисциплинарной воинской части сроком на один год и шесть месяцев. 28 июня Тверской районный суд рассмотрит иск о возмещении воинской частью морального вреда матери погибшего.

А 25 июня завершится рассмотрение уголовного дела по факту гибели в армии рядового Александра Поздеева в Волгоградском гарнизонном военном суде. Саша служил по призыву стрелком-санитаром. В 2006 году его родителям неожиданно сообщили, что их сын погиб, «покончив жизнь самоубийством». Отец солдата в это не поверил и стал выяснять подробности гибели сына. Выяснилось, что за два дня до трагического происшествия у Саши произошел конфликт с военнослужащим старого призыва Быстревским, который сильно избил парня и отобрал у него новую, только что выданную форму. Кроме того, стало известно, что Сашу неоднократно «забывали» сменить в карауле, заставляя его простаивать на посту без сна и отдыха. Перед судом в этом деле предстанут двое сослуживцев Александра Поздеева – Быстревский, обвиняемый в неуставных отношениях, повлекших тяжкие последствия, и лейтенант Водолазко, который не сменил вовремя Александра Поздеева на посту в карауле, ему вменяется обвинение в халатности, повлекшей гибель человека.

Руководитель фонда «Право Матери» Вероника Марченко говорит, что в статистике гибели военнослужащих ничего не меняется – около 3 тыс. погибших военнослужащих в год. «Я могу назвать номер последнего телефонного звонка, который к нам поступил, – 2104-й. Столько человек к нам с начала года позвонили и попросили помощи по телефону», – рассказала «НИ» Вероника Марченко. Что касается перспектив будущих судебных процессов в защиту семей погибших военнослужащих, то руководитель фонда говорит, что это зависит от каждого конкретного судьи, «как он видит эту ситуацию, и насколько он готов услышать наши аргументы». Другой вопрос, это сумма, которую решат выплатить семье пострадавшего. «Суммы моральной компенсации по факту гибели военных увеличиваются, – говорит г-жа Марченко. – Если несколько лет назад разговор шел о 100 тысячах рублей, то сейчас средняя сумма колеблется от 300 до 500 тысяч. Все равно это мало, но по решению судов видно, что наблюдается тенденция к увеличению суммы компенсации страданий родителей за гибель их детей. Мы считаем справедливой сумму от 1 миллиона рублей».

СПРАВКА

Как сообщил официальный сайт Минобороны РФ в субботу, в минувшем мае в результате 1483 преступлений и происшествий погибли 45 военнослужащих (в апреле – 29). Всего с начала года в вооруженных силах погибли 184 человека. По статистике Минобороны, в мае 22 военнослужащих совершили самоубийство, 12 солдат погибли в результате несчастных случаев, 8 – в результате нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Еще двум военнослужащим смерть причинена по неосторожности, один погиб в результате нарушения правил обращения с оружием. На сайте Минобороны сообщается также, что в мае один человек погиб при исполнении служебных обязанностей на территории Чеченской Республики. Всего в Чечне в 2007 году погибли 30 военнослужащих Минобороны РФ, а с начала контртеррористической операции в этой республике (с 1999 года) – 3633. Еще 31 военнослужащий числится пропавшим без вести.