Набирая в последнее время необузданные масштабы, наружная реклама готова поглотить не только наши души, но и среду обитания.

Вспоминается начальная стадия бума рекламы 10-летней давности, когда она, еще деликатная, скромная, размещалась на стандартных установках вдоль городских магистралей или концентрировалась на отведенных участках и непременно из унифицированных щитов. Пример последнему – ограда стадиона «Спартак». Здесь максимальная информативность (на перекрестке оживленных улиц) сочетается с пользой для спортивного сооружения: его визуальной и экологической (от шума и газов) изоляции от напряженного транспортного перекрестка. Этот разумный, упорядоченный опыт теперь не устраивает нынешних амбициозных рекламодателей (осталось по всему периметру ограды всего четыре-пять сиротливых щитов). А им, неуемным, подавай фасады зданий, да чтобы пошире, а еще лучше – повыше! Дабы «кричать на всю Ивановскую (Саратовскую)».

Безобразный пример тому – комплекс по улице Железной дивизии и Дом офицеров (новая часть). И, конечно, превращенный в рекламный балаган Дом быта.

Еще дальше в своих амбициях пошли владельцы частных магазинов, наглухо замуровывая их витрины и окна непроницаемыми щитами.

Один из демократичных принципов современной архитектуры – зрительное единение интерьера с экстерьером, что стало возможным с освоением технологии производства большеразмерного стекла – оказался вдруг неугодным. Погоня за квадратными метрами торговых площадей превращает наши улицы в «объекты светомаскировки», что у меня, мальчишкой познавшего войну, ассоциируется с нашим прифронтовым городом. Невеселое сравнение…

В общем, такого разгула «наглядной агитации» я лично не видел в других городах.

Взявшись за эту тему, я, уверенный, что реклама – в ведении главного архитектора города, позвонил городскому художнику. И каково же было мое удивление, когда узнал, что до недавнего времени размещение рекламы, напрямую связанное с эстетикой городской среды, было прерогативой… Комитета по управлению городским имуществом!

Слава Богу! Теперь эти функции контроля, куда, кстати, входит и вывеска, переданы созданному при Управлении архитектуры и градостроительства мэрии отделу рекламы. Есть надежда, что положение вскоре кардинально изменится и наша архитектура перестанет быть подставкой для «рыкламы».

А наведение порядка в уличной рекламной сфере было бы логично начать с высотного комплекса на пересечении улиц Минаева и Железной дивизии.

Все дело в том, что по инициативе и финансовому обеспечению (создан фонд Серафима Титова) местной организации Союза архитекторов на площадке перед Домом техники решено установить памятный знак архитектору Серафиму Титову, оставившему большой след в преобразовании облика Ульяновска. Это место в городе как нельзя лучше отражает масштабность творческого диапазона этого талантливого человека, по замыслу которого осуществлена застройка, по недоразумению до сих пор называемая улицей Минаева, а не проспектом. Им же объемно-пространственно сформирован перекресток ее с улицей Железной дивизии, отличающийся торжественностью архитектуры Дома техники. Этот его последний объект беспардонно обезображен неуемной, не ведающей границ рекламой.

В заключение хочу сказать, и это не только мнение архитекторов, что со стороны города было бы актом благодарности и благородства назвать площадь перед Домом техники именем ее творца Серафима Титова, которому в этом году исполнилось бы 80 лет.