Из года в год два мордовских свинокомплекса на границе с Сурским районом с завидной регулярностью сливают в речку Большая Сарка навозную жижу. По слухам, предприятия принадлежат богатейшей в стране женщине – жене мэра Москвы Юрия Лужкова

Уроженец села Чирково, известный в Майне предприниматель Александр Пронин регулярно борется с загрязнением реки. Пока безуспешно.

В прошлом году Александр Николаевич привез в родное село телевизионщиков. В этом году позвонил в «НАШу газету».

– В советские времена, когда сельское хозяйство работало, – рассказал Пронин, – постоянно сливали жижу в реку, рыба всплывала и дохла. Потом комплексы работать перестали, сливать было нечего, и экология восстановилась. Здесь такая рыба появилась! Голавли крупные, густера.

Новые хозяева

За последние несколько лет сельское хозяйство заметно оживилось, и это сразу сказалось на многострадальной Большой Сарке. На мородовские свинокомплексы пришли московские хозяева. Присоединили фермы к ООО «Мордовский Бекон» и начали работать. Поголовье свиней увеличилось в несколько раз, испражнений, естественно, тоже.

– Мне вчера (разговор состоялся 15 июня – Ред.) с родины позвонили, – рассказывает Пронин, – говорят, опять рыба всплыла. Да так много! В Шеевщине (пять километров вниз по течению реки от Чиркова – Ред.) один мужик два мешка крупной набрал. А уж про мелкую и говорить нечего.

По словам Александра Николаевича, на комплексах построены жижесборники. По технологии, отходы свинской жизнедеятельности на них накапливаются, чем-то обрабатываются, а потом вывозятся на поля как удобрения. Судя по всему, жижесборники переполняются и фекалии стекают в речку, в которой при таком загрязнении скоро появятся не голавли, а мутанты похлеще лохнесского чудовища.

Эколог болен

Борьба за чистоту Большой Сарки ведется годами. К нашему приезду в Чирково, всю дохлую рыбу уже унесло по течению в Суру. С главным экологом Сурского района Сергеем Спиридоновым мы связались по телефону.

– Я внезапно заболел, – говорил Сергей Николаевич. – Сейчас лежу под капельницей. Проблема загрязнения речки действительно очень серьезна. В прошлом году через Россельхознадзор Мордовии ООО «Мордовский Бекон» было оштрафовано. Но, по-моему, этот штраф для них – семечки. Мне кажется, там настоящая мафия.

Шерше ля фам

«НГ» стало известно, что вышеупомянутое ООО представляет интересы одной из богатейших женщин России Елены Батуриной.

Скорее всего, мафия тут не при чем. Вполне возможно, Елена Николаевна даже не знает о том, что она посредством мордовских свиней травит ульяновскую рыбу. Иначе отстегнула бы от двух миллиардов баксов на современные технологии.

Сельчане

Меж тем в умирающем селе Чирково мало кого беспокоит плывущая по речке свинская жижа. Чирковцы относятся к проблеме весьма инфантильно: грязно в речке, что ж – пойдем в пруд под фермой, там чище.

– Тут жара стояла, – рассказывает местный житель Евгений Гуров. – Я девчонок встретил, спрашиваю, чего не купаетесь? Говорят: «Мы не дуры, там кишки свиные плавают». Я пошел посмотреть, и, правда – внутренности за прутья зацепились и бултыхаются. Достать никак. Палку подлиннее срубил, столкнул, они и уплыли.

Его приятель Николай Котенков – рыбак, искренне возмущается:

– Какое они право имеют травить нас? Я охотник, рыболов. Деньги в общество плачу, а за что? А на ферму не пойдешь! У них там охрана.

На этом борьба Котенкова с загрязнителями природы заканчивается. Продолжает ее только Александр Пронин. Но в почти заповедных местах это сложно. Одним словом – глухомань. Можно делать все, что вздумается – никто не увидит.