Руководителей предприятий ЖКХ обвиняют в краже казенных миллионов
Вчера в Ленинском районном суде Ульяновска начались прения сторон по скандальному уголовному делу о хищении средств федерального бюджета на сумму более 40 миллионов рублей руководителями нескольких предприятий местного жилкомхоза.
Следствие вел отдел по особо важным делам прокуратуры Ульяновской области. Как звучит в официальном сообщении надзорного ведомства, установлено и доказано, что хищениями занималась организованная преступная группа директоров нескольких предприятий, работающих в сфере ЖКХ: ОГУП «Ульяновскжилком-хоз», ООО «Жилкомсервис», ООО «Стройиндустрия», ООО «Технополис» и ООО «Техноком-универ-сал». Предприятия, распоряжаясь вверенными им бюджетными средствами, заключали между собой договоры на ремонт объектов ЖКХ, но в реальности никаких работ не производили.
Бюджетные деньги перечислялись на счета подконтрольных им организаций, зарегистрированных в Москве. А те, судя по документам, отремонтировали 93 объекта ЖКХ в разных районах области да еще и поставили необходимые материалы. Только, как утвержда-
ет обвинение, вся отчетность была сфальсифицирована: договоры, сметы, акты о приемке выполненных работ, счета-фактуры, накладные и даже письма – все, что проходит по цепочке освоения средств. Более того, и упомянутые московские фирмы, а таких «партнеров» оказалось более десятка, тоже были фиктивными. Чтобы выяснить это, следователи опросили сотни свидетелей, выезжали для выяснения обстоятельств в Москву, другие регионы.
– Увы, 40 миллионов средств федерального и областного бюджетов так и исчезли, канули в «черную дыру», – отмечает старший помощник прокурора Ульяновской области Василий Зима. – В 2004 году, кстати, они же попытались увести еще 7,5 миллиона из областной казны, предназначенных для оплаты ремонта объектов ЖКХ, но не успели – тут уже подоспела прокуратура.
Тот год, когда областью руководил еще генерал Владимир Шаманов, в Ульяновске многие помнят – тогда с отоплением города вновь складывалась критическая ситуация, но к сентябрю лишь 15 процентов жилищно-коммунального комплекса было готово к отопительному сезону. Об этом прокуратура области предупреждала губернатора, но никакой реакции не последовало. Тогда и было возбуждено первое уголовное дело по «Ульяновскжилкомхозу».
Интересно, что о проблемах с «Ульяновскжилкомхозом» еще в 2003 году предупреждала Шаманова и Счетная палата РФ, проводившая проверку использования федеральных средств, выделенных на подготовку к осенне-зимнему сезону. Как отметили аудиторы, вскрылось много нарушений, в том числе и длинная цепочка прохождения федеральных средств, которая через дополнительные звенья позволяла «Ульяновскжилкомхо-зу» «использовать бюджетные средства без проведения конкурсов и заключения государственных контрактов». Уже это должно было насторожить власти.
Впрочем, еще раньше, в 2002 году, депутаты Ульяновской городской Думы направили в Законодательное собрание области
свое заявление с требованием отменить решение областных властей, согласно которому компенсации городу выпадающих доходов по услугам ЖКХ проходили через тот же «Ульяновскжилкомхоз». «Эти средства должны направляться напрямую городу, иначе за ними не будет никакого контроля», – заявляли депутаты.
– Кому была нужна эта посредническая структура? – говорит депутат Гордумы Галина Смолянки-на. – Еще тогда возникало подозрение, что здесь что-то нечисто. Как в воду глядели: полтора года спустя опасения депутатов подтвердились, а прокуратура вновь указала губернатору на серьезное нарушение закона.
Теперь двое подозреваемых директоров находятся под арестом, еще двое – под подпиской о невыезде. Бывший директор «Ульянов-скжилкомхоза» Александр Гош-кис, пришедший на это место после избрания Шаманова губернатором, исчез еще до возбуждения уголовного дела – он объявлен в федеральный розыск. А с хищениями нынче разбирается суд. Обвиняемые своей вины не признают, продолжая утверждать, что все работы были выполнены и обмана нет. Прокуратура, ссылаясь на заключения экспертизы, утверждает, что доказательств обмана более чем достаточно. Позиция обвинения жесткая: оно требует для подсудимых лишения свободы на срок от 10 лет и двух месяцев до 11 лет с отбыванием наказания в колонии строгого режима.