30 километров автодороги Саранск-Ульяновск ни днем ни ночью не оставляют в покое тракториста Юрия Дубровина. Особенно зимой. Почти каждый день (или каждую ночь) Юрия Борисовича вызывают на трассу выручать из беды попавшие в аварии машины.

– Я здесь каждый кювет наизусть знаю, – смеется 52-летний водитель тяжелого погрузчика К-701. – Моя основная работа песок грузить. Но на всю округу такой трактор один, поэтому приходится подрабатывать спасателем.

Деньги

Подрабатывает Юрий практически бесплатно. С позволения руководства прорабского участка. Который, кстати, тоже ничего за эту деятельность не имеет: никто и ничего ему не платит ни за израсходованное горючее, ни за амортизацию техники, ни за затраченные человеческие силы.

– Все об этом знают, – рассказывает прораб Сергей Гудков, – и администрация области, и МЧС, и наше управление, и владелец дороги в Чебоксарах. Говорят, ну, что же, помогайте, раз такое дело.

По словам Сергея Анатольевича, этой спасательской деятельностью сурчане занимаются лет 20, а вопрос о компенсации затрат до сих пор в стадии решения.

Подмога

Ну а для Юрия Дубровина беспокойные зимы давно стали делом привычным. Как и подъемы в два часа ночи. Кого только не приходилось вытаскивать из кюветов стареньким К-701! Легковушки – те, как семечки. А вот когда кто-то потяжелее в сугроб зароется, там попотеешь!

– Бывали случаи, не справлялся, – признается опытный тракторист. – Потыкаешься, помыкаешься – подмогу вызываешь. Или второй «Кировец» пришлют, или Т-150. Вот уж против двух тяг не попрешь.

Трактор

Ка семьсот первому, на котором работает Дубровин, уже очень много лет.

– Столько не живут, – смеется Юрий. – Тем более, он не новый пришел. Когда «Сельхозтехника развалилась, нам его передали. Мы потом до ума доводили. Так и получился – один из двух собранный. Но пока справляется.

Старичок Дубровина укомплектован на все сто. У тех кто улетает, по словам Юрия Борисовича, как правило ни лопаты, ни троса нет. А у него – трос танковый, лопат аж две штуки. И мощь – 220 лошадиных сил!

Хлопоты

Особые хлопоты доставляют спасателю фуры-иномарки и трейлеры. Те если в кювет зароются, то капитально. Или на Кандаратской горе, когда скользко, кренделей навыписывают, дорогу перекроют, приходится растаскивать.

– А другие, как будто не понимают, что переждать надо, – возмущается тракторист. – Видят, что работаю, простор нужен, а все равно прут. И тоже, как коровы на льду корячатся. С одним заканчиваешь, за другой берешься. К утру только домой и попадаешь.

Колбаса

– И никто ни разу спасибо не сказал, – смеется Юрий, – как будто я обязан им чем-то. А то еще командовать возьмутся – тут не помни, здесь облицовку не повреди, тут цеплять нельзя.

Впрочем, однажды тракториста отблагодарили так, что об этом до сих пор помнит весь участок. 3 года назад с трассы слетела автолавка ГАЗ-53, груженая колбасой. Батоны разлетелись за сотни метров от крушения. Дубровин газон вытащил, а потом поглядел на бедолаг водителя с экспедитором и начал помогать собирать колбасу по снегу. Те в ответ отблагодарили его двумя огромными батонами. Юрий, когда вернулся, угостил этой колбасой всех коллег.