Ульяновские музейщики научились оживлять прошлое
ПУТЕШЕСТВОВАТЬ можно не только вдоль и поперек земного шара. Не менее увлекателен турпоход по времени. С таким необычным видом внутреннего туризма, доступного каждому, познакомили своих казанских коллег работники Ульяновского музея-заповедника «Родина Ленина».
«Машина времени» похожа на обычный автобус, но его экипаж – шофер с экскурсоводом – запросто доставят вас в избранный пункт далекого или близкого прошлого. И перед взглядом путешественника откроется реальный, чудом, точнее – стараниями самих музейщиков сохраненный Симбирск двухсот- и трехсотлетней «выдержки». Любой пассажир автобуса может стать участником сложного процесса создания фотографии на оригинальном допотопном оборудовании, обозреть окрестности со сторожевой вышки Засечной черты – не наступает ли враг, пальнуть для острастки из мортиры петровских времен, понаблюдать за погодой и попытаться предсказать ее изменение с помощью старинных, позапрошлого века, приборов…
Это лишь один из видов новой деятельности заповедника, в составе которого 11 музеев – от архитектуры до фотографии и городского быта. Эти свои ноу-хау, опробованные еще на чиновниках областного правительства (все они, напомним, сдавали обязательный экзамен по краеведению), ульяновские музейщики и продемонстрировали без утайки казанским специалистам, прибывшим сюда на научно-практический семинар «Передовые технологии музеев России», организованный Национальным музеем Татарстана.
Ульяновские хранители старины считают, что музей не должен восприниматься как некий склад покрытых пылью времени артефактов с бабушками-экскурсоводами, изо дня в день бесстрастно повторяющими заученные тексты. Музей должен не только овеществлять, но и оживлять историю. Интерактивные экскурсии, внутренний туризм и многое другое – это просто новые технологии, к которым пришли специалисты ульяновского музея-заповедника, когда поняли, что в новых экономических условиях можно выжить, лишь существенно изменив методику музейного дела.
По словам замдиректора заповедника по научной работе Ирины Котовой, музей не может развиваться лишь на бюджетные деньги – обязательно надо искать новые пути, и благо, что есть в России различные фонды, объявляющие конкурсы культурно-исторических проектов. Пусть таких фондов пока и немного, но они уже работают, а полученные гранты позволяют музеям жить и развиваться. Так работает весь цивилизованный мир, и Ульяновск, как считают музейщики, в этом деле оказался впереди, нашел свою нишу, верно определил вектор деятельности.
Казанцам ульяновские идеи, как и их реальное воплощение, понравились. А еще они по-хорошему позавидовали коллегам, увидев, что в заповеднике работает много молодых специалистов, более высокие претензии к зарплате которых теперь уже может удовлетворить заповедник. Словом, встреча соседей оказалась полезной, а ее следствием наверняка станет профессиональное сотрудничество, в том числе и посредством создания совместных экспозиций, других общих проектов.