Ульяновские мутанты стали прообразом чудовища из сказки «Аленький цветочек»

Доподлинно неизвестно, когда и как в Майнском районе Симбирской губернии появился первый человек с руками, похожими на рыбьи плавники. Клан мутантов обитает здесь более двух веков, и измененный ген передается его носителями из поколения в поколение. Сельчане называют их «отмеченными» и очень уважают за оптимизм, трудолюбие и преданность своему древнему роду.

Легенда о заколдованном принце

Людей с необычными руками в райцентре Майна знает каждый, поэтому найти их несложно.

– Это отмеченные-то? Такие у нас в двух селах – в Игнатовке и Загоскино, – охотно рассказывают местные жители, – байку про «Аленький цветочек» слыхали? Так это про них писано!

Словоохотливая бабуля тут же выдает свою версию появления известной сказки Сергея Аксакова. По ее мнению прототипом заколдованного принца в «Аленьком цветочке» стал один из предков «отмеченных людей». Ведь в десяти километрах отсюда расположено село Аксаково – родовое имение писателя. Там он провел раннее детство, слушая сказки ключницы Пелагеи. Именно она придумала историю о том, как красавица полюбила чудовище за его чистое сердце и добрую душу. Этим и сняла заклятье колдуньи. Да не совсем…

– Обернулось чудище добрым молодцем, только пальцы у него так прежними и остались, – уверяет рассказчица, – от него-то весь род «отмеченных» и пошел…

Люди с особенными руками вышли из семейства Кириллиных, укоренившихся в Майнском районе еще в ХVIII веке. Самым известным из них был дед Павел, который жил в селе Загоскино больше ста лет назад. Он слыл одним из лучших мастеров по дереву и считался самым виртуозным балалаечником губернии.

Всеобщие любимцы

Как и двести лет назад, семьи «отмеченных» пользуются большим уважением местных жителей. Правда, с представителями прессы они общаются неохотно.

– Ни к чему нас как каких-то зверей на обозрение выставлять, – наотрез отказываются представители древнего рода, живущие в Загоскино, – у нас дети растут. Зачем их травмировать?

В Игнатовке народ оказался посговорчивее. Из «отмеченных» здесь остались только одинокие старушки – любимицы сельчан. Зинаида Иванова живет довольно далеко, у самого леса. От ее домишка до ближайшего магазина пару километров пешком идти. Но Зинаиде Фёдоровне расстояние не помеха. Семидесятилетняя старушка зимой ловко рассекает по селу на лыжах, летом – на велосипеде. Вот и журналистов она встретила верхом на своем двухколесом коне.

– Организму зарядка нужна, – считает Зинаида Фёдоровна, – движенье – это жизнь!

Зинаида Иванова «отмечена» меньше других представителей ее рода. У нее только на одной руке сросшиеся пальцы. Другая ладонь – такая же, как у обычных людей.

Семьи «отмеченных» на селе ходили в авторитете. Да и не мудрено. Все непьющие, работящие, добродушные и всегда веселые. Говорят, в войну дома есть было нечего, а они песни пели! Зинаида Федоровна – заслуженный почтальон, ветеран и ударник труда, даже депутатом райсовета была. А ее сестру Марию сельчане прозвали «тимуровцем» за то, что всю жизнь присматривает за престарелыми и одинокими жителями села. В магазин им ходит, да в баню водит. А что до рук…

– Да ни в жизнь никому ума до этого не было, – уверяет меня игнатовская старожила баба Лида, – ежели все курицы пестрые, а одна белая – разве от этого птица хуже?

Поколение счастливых

Загоскинские потомки Кириллина – Митрофановы – пытались отследить закономерность перехода измененного гена. Но передумали.

– Да в деревне все родня, – пояснил один из «отмеченных» Сергей Митрофанов, – дочка Марина хотела генетикам о нас рассказать, но мы же и сами в своих родственных связях разобраться не можем. Да и внимание лишнее нам ни к чему.

Еще одна отличительная черта «отмеченных» – сплоченность и преданность древнему роду.

– Взаимовыручка – это для нас дело чести, – говорит Сергей Митрофанов, – своего в беде не оставим никогда. Всегда поможем, чем можем. Где руками, где деньгами.

Своих родственников люди с особенными руками узнают сразу. Уверяют, что им достаточно встретиться взглядом. И это одна из необъяснимых способностей этого рода.

Сейчас славных потомков Кириллина разбросало по всему свету. Найти в районе хорошую работу проблематично, поэтому молодые работают в больших городах вахтовым методом. Пожилые зарабатывают на жизнь тем, что дает природа.

– Вот грибочки в лесу собираю, да продаю по 100 рублей ведро, – говорит Зинаида Фёдоровна, – у меня уж и заказчики свои есть. На жизнь не жалуюсь. Ежели ныть, да реветь, этак можно и живьем в гроб ложиться. А я не унываю, пою, да вышиваю! Огород держу, цветы диковинны ращу! Кот окаянный на посадки залезет, выйду, поругаюсь с ним, и то развлечение…

В Майнском районе «отмеченных» осталось человек 50. Держатся они очень дружно. По большим праздникам собираются вместе, дарят друг другу подарки, поют песни и пляшут под русскую гармонь.

– К каждому празднику готовлюсь, – призналась Зинаида Фёдоровна, – выращиваю тюльпаны в горшках, чтоб потом родичам подарить. Я всегда точно к нужной дате рассчитываю, чтобы цвет появился. Они у меня в аккурат и распускаются, – в доказательство старушка показала набухшие ярко-розовые бутоны тюльпанов.

Больше всего Зинаиду Федоровну радует, что на праздники опустевший дом наполняется детскими голосами. И ребятишки эти все одинаково шаловливые и любознательные независимо от родового признака. Они не задумываются о том, почему у некоторых из них руки не такие, как у всех. Ведь за два века к аномалии древнего рода в Майнском районе привыкли.

– Да разве в пальцах счастье-то, – говорит Сергей Митрофанов, – у нас унывать и стесняться своей особенности не принято. Будем жить так, как нам Бог дал. Тому и детей учим. Еще не одно поколение счастливых людей на этой земле вырастим!

На прощанье «отмеченные» раскрыли мне еще одну тайну аксаковской сказки. Оказывается, в здешних краях встречается редкое растение – дикий тонколистый пион ярко-красного цвета. Это и есть тот самый – цветочек аленький…

СПРАВКА

Данная аномалия рук в медицине называется синдактилия, когда несколько пальцев бывают соединены общим кожным покровом. Такое сращение – результат не наступившего разъединения фаланг в процессе эмбрионального развития. Соответственно – заболевание врожденное. Встречается одинаково часто у мужчин и женщин. Односторонняя синдактилия (сращение пальцев только на одной конечности) отмечается примерно в два раза чаще двусторонней. Лечение дефекта – только хирургическое.

КОММЕНТАРИЙ

Заведующий кафедрой общей генетики Ульяновского государственного университета, профессор Валерий Каменюк:

– Безусловно, этот древний род людей очень интересен науке! Было бы любопытно выяснить, как измененный ген передается в зависимости от пола человека. Судя по тому, что поколение этих людей рождается более двух веков, этот ген носит доминантный, то есть главенствующий характер. А это значит, что дети-мутанты в таких семьях будут рождаться очень часто. Причем, независимо от родственных браков. Если подробно изучить родословную этих людей, составить генеалогическое дерево, можно проследить цепочку, позволяющую понять, как часто и сколько еще лет будут рождаться в этом поколении дети с врожденной аномалией. Помните знаменитый «бурбонский» нос с горбинкой? Он передавался из поколения в поколение в течение 14 веков. Кто знает, может род «отмеченных» из Майны пойдет еще дальше!

К ЧИТАТЕЛЯМ

Случай из Майны очень показателен. Ведь сколько людей, имеющих физические недостатки и инвалидов порой впадают в депрессию и отчаиваются. Но есть другая категория. Тех, которые не унывают, не зацикливаются на своей проблеме. Они просто живут, радуются жизни и стараются реализовать себя, как поколение древнего майнского рода. Может вы один из таких людей? Тогда поделитесь историей своей жизни с нами, и мы с удовольствием о вас напишем.