Как известно, согласно пункту 2 статьи 161-й нового Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления: управляющую компанию, ТСЖ, жилищный кооператив или непосредственное управление собственниками своим домом. Новый Жилищный кодекс вступил в действие с 1 марта 2005 года. Прошло уже более двух лет, однако до сих пор большинство ульяновцев не определилось со способом управления.

– Собственники пока не готовы к управлению своим имуществом, – поясняет заместитель председателя Комитета ЖКХ и энергетики мэрии Ульяновска Андрей Павлов.

– Можно буквально на пальцах пересчитать тех, кто проявил активность в этом вопросе. Выбор способа управления – одна из актуальных проблем реформирования ЖКХ, и она как раз выплывает из-за того, что не произведен нормативный капитальный ремонт жилья. Особенно это касается старого, малоэтажного жилого фонда, например, бывшего ведомственного жилья завода имени Володарского, которое мы приняли в муниципальную собственность. Люди опасаются, что все ре-монтно-восстановительные работы, в том числе капитальный ремонт, придется делать за свой счет.

С Андреем Федоровичем можно согласиться, но это, как говорится, только одна сторона медали. А вот и другая. Договор, который предлагает заключить одна частная управляющая компания, состоит из 25 пунктов. Причем, перечень обязанностей УК исчерпывается 7 пунктами, а обязанности собственников жилья насчитывают аж 18 пунктов!

За весьма туманными формулировками жильцы увидели, что на них накладывается дополнительное бремя по содержанию жилья. А кому это нужно?

Понятно, что с многоэтажного дома в 10-12 подъездов за месяц можно собрать 30-40 тысяч рублей. На эти деньги, действительно, можно что-то сделать. Или, допустим, аккумулировать эти средства в течение года и пустить их, к примеру, на ремонт кровли. А на домах небольших, малоэтажных, простоявших лет 40-50, как правило, требуется капитальный ремонт и реконструкция с модернизацией инженерных сетей. Поэтому никаких денег, собираемых с жильцов, здесь не хватит.

Многие ульяновцы до сих пор путают или не видят разницы между такими понятиями, как «управляющая компания» и «подрядная организа-

ция». Муниципальные управляющие компании созданы с целью управления жилищным фондом, который находится в муниципальной казне, и выполнения функции заказчика по отношению к подрядным организациям. Подрядные организации выполняют заказ для населения, являются непосредственными исполнителями по ремонту жилья, отопительных систем, водопроводов горячей и холодной воды, канализации и так далее. Другими словами, управляющая компания нанимает подрядчиков для выполнения отдельных видов работ, контролирует сроки и качество их исполнения. Кстати, по словам Андрея Павлова, управляющие компании отказались от услуг семи подрядных организаций, поскольку те плохо выполняли свои договорные обязательства. В Ульяновске сегодня функцио-

нируют 18 управляющих организаций, из них – 6 муниципальных и 11 частных. Частные компании имеют различную форму собственности, муниципальные являются муниципальными унитарными предприятиями. УМУП учреждены Комитетом по управлению городским имуществом мэрии города Ульяновска. Сегодня это муниципальные управляющие компании: УК ЖКХ Ленинского района», УК ЖКХ Засвияжского района «Засвияжье-1» и «Засвияжье-2», УК ЖКХ Железнодорожного района «Южное», УМУП ЖКХ «Новый город» и «Заволжский».

Кроме муниципальных управляющих компаний, функции управления, содержания и ремонта 244 многоквартирных домов на договорных условиях осуществляют 11 частных управляющих организаций. Среди них отличаются ООО УК «Аметист», ООО «МегаЛинк»,

ООО «Жилстройсервис», у которых очень большой жилой фонд.

По последним данным, жители 347 домов выбрали способ управления товариществом собственников жилья и создали 247 ТСЖ. К сожалению, при передаче домов в ТСЖ возникают дополнительные сложности. Одной из нерешенных проблем остаются выпадающие расходы на тепловую энергию, в частности, на ГВС. Причиной этого является то, что теплоснабжающие организации выставляют счет абонентам не за фактически потребленную тепловую энергию, а по тепловой нагрузке, указанной в техническом паспорте многоквартирного дома. В результате ТСЖ несет убытки, так как стоимость, выставляемая тепловиками, в 1,5-2 раза превышает стоимость фактически потребленного количества тепла.

Другой актуальной проблемой, с которой сталкиваются собственники ТСЖ при приёме в управление многоквартирных домов, является отсутствие технической документации, земельных дел и тому подобное.

Понятно, что ульяновцам совсем не безразлично, кто и как будет управлять их домом. Поэтому среди населения проводится большая разъяснительная работа. По словам Андрея Павлова, разработана памятка по выбору способа управления жилым домом, которая распространяется среди ульяновцев через управляющие организации. В Комитете ЖКХ и энергетики ежедневно ведут прием жителей и представителей частных управляющих организаций по вопросам выбора управления, проведения собрания и оформления документов. Разработаны примерные формы извещения о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме, договора управления жилым домом и так далее.

Однако выбор формы управления жилым домом зависит от самих жильцов, которым явно не безразлично, кто будет управлять жильем, и в каком состоянии будет находиться сам дом.