Крестьяне, не дождавшись помощи у местных властей, приготовили вилы и топоры, чтобы защищать свой колхоз
В селе Поповка, что в Ульяновской области, идет крестьянская война. Колхозники взбунтовались против своего бывшего председателя, в частную компанию которого перекочевало все имущество колхоза. Мирные,
добродушные и доверчивые — на этот раз именно они первыми в Ульяновской области
решили возродить свой сельскохозяйственный кооператив и вернуть все, что было отнято.
До вил дело, к счастью, не дошло, хотя избиения уже были (только били не крестьяне, а люди бывшего председателя избивали крестьянского лидера — нового председателя Радию Махмутову). Но любому терпению приходит конец, а им, как говорят крестьяне, нечего терять — все уже отнято. Ночью минувшей субботы у них сожгли арендованный комбайн. Это было последней каплей.
Еще относительно недавно их СПК «12 лет Октября» был процветающим, передовым хозяйством. Но в 2002 году глава района Виктор Игнатьев привел нового человека, Азата Яруллова, и предложил избрать в председатели именно его.
— Объяснил, что мы достойны лучшей жизни, — говорят колхозники, собравшиеся на собрание по случаю приезда корреспондента «Российской газеты». — Мы ответили, что не надо нам никого, мы и так в районе самые передовые!
Обещанная «лучшая жизнь» вскоре началась. Новый председатель создал ООО «Поповка», где был единоличным хозяином, а крестьянам предложил оформить свои трудовые через это ООО, пообещав высокую зарплату. Только зарплаты, как утверждают колхоз-ники, они так и не видели.
— Вы представляете, — перебивая друг друга шумят колхозники на собрании. — И за два года ничего не осталось! Были полные склады зерна — все выметено. Зато коммунизм наступил — никакой зарплаты! Нас держали за батраков!
Со временем колхоз остался без техники и скота. В декабре прошлого года в отношении СПК ввели процедуру банкротства. В феврале терпение лопнуло — колхозники собрались все вместе и единогласно избрали нового председателя, из своих — Радию Махмутову.
Они решили возродить разва-ленный колхоз — вот так, заново, с нуля. Собрали по дворам деньги на посевы, местная мечеть даже добавила им еще 17 тысяч рублей, закупили семена, взяли в аренду технику под будущий урожай.
Только признавать их никто не хотел. Глава района послов колхоза не принимал. И они тогда сами решили отвоевать здание правления колхоза, которое занял Яруллов, словно это его собственность. Вскрыли кабинеты, и ужаснулись, посмотрев документы — как открыто уводилось их имущество.
Бумаги показали, что все делалось по уже давно отработанной в области и стране схеме. Яруллов, представляясь то директором «Поповки», то председателем СПК, подписывал невообразимые договоры о совместной деятельности, о поставках ГСМ, акты сверки…
— Получалось, что колхоз все время становился должником «Поповки», — говорит юрист Михаил Дулебов, согласившийся пока безвозмездно помочь колхозу. — Так создавалась мнимая задолженность, под которую забирались скот, техника, здания, механизмы, а потом эта техника передавалась брату Азата Яруллова — Азгату, частному предпринимателю.
Обнаружились и документы, свидетельствующие, что Яруллову, в «Поповку», должно быть перечислено 4 миллиона бюджетных средств компенсации за погибшие озимые на землях колхоза. Правда, колхозники утверждают, что никакие озимые не погибали.
Среди документов нашлись особенные — приказы, которыми бывший председатель еще в 2005 году оказывал районному отделу внутренних дел «безвозмездную помощь в виде зерна в количестве 5 (пять) тонн», а прокуратуре района — материальную помощь в размере 3000 рублей.
— Я пишу жалобу в прокуратуру о том, что Яруллов самовольно занял 110 гектаров колхозных земель, они приезжают, начинают «разбираться» и наказывают меня же, — говорит Махмутова.
Уже некому было верить. «Просим вас защитить нас от действий Ярулловых» — писем и жалоб с по-добными формулировками разослано за эти годы в разные инстанции около сотни. Трижды — в Генеральную прокуратуру. Около десяти раз — губернатору, начиная с 2005 года. Никакой реакции.
И тогда, 16 июня, они вышли на трассу, зная, что по ней должен бу-дет проехать губернатор Морозов. Вышли с плакатами: «Сергей Иванович, выслушайте нас!» Морозова в колонне не оказалось, зато остановилась машина спикера Законодательного собрания области Бориса Зотова, пообещавшего разобраться в проблеме. Вскоре рас-поряжением губернатора была создана межведомственная комиссия, которая за две недели даже не удосужилась выслушать Махмутову. Зато события развивались стремительно. В пятницу поздно вечером к Махмудовой на дом прибыли милиционеры, которые, не представив документов и даже не назвав своих фамилий, стали, ссылаясь на облминсельхоз, требовать отдать всю колхозную отчетность. Махмутова их выставила, а через несколько часов, ночью, на току раздался взрыв и полыхнул арендованный для уборки сенокосильный комбайн производства Германии. Прибывшие пожарные подтвердили, что это поджог, но милиционеры упорно не хотели составлять протокол.
На следующий день, как звучит в заявлении в милицию с двумя десятками подписей, Азгат Яруллов при многочисленных свидетелях якобы заявил колхозникам, что он сжег комбайн, и сожжет всю деревню. В ночь с воскресенья на понедельник во всей Поповке погас свет. Но жители не спали — всю ночь они дежурили с ведрами, а ут-ром с плакатами направились на поклон к губернатору.
Дальше общественной приемной их не пустили, никто из первых или вторых лиц к ним не вышел. Как пояснили ходокам, правительство сначала выслушает другую сторону, а потом уж их. Тем не менее, о событиях в Поповке вчера шел разговор на аппаратном совещании правительства. По словам замминистра региональной политики Дмитрия Травкина, проблеме Поповки будет посвящено на этой неделе специальное заседание Совета безопасности Ульяновской области. Итог его предсказать трудно: мнения представителей власти, прежде доверявшей Яруллову, расходятся.
Руководитель департамента сельского хозяйства Николай Золотарев полагает, что итогом проверки скорей всего будет передача дела в правоохранительные органы.
Глава же района Виктор Игнатьев считает, что Яруллов — хороший и сильный руководитель, к нему у него вопросов нет. Недаром у Яруллова целая пачка почетных грамот, подписанных главой района.
А колхозникам ждать некогда. Они больше не хотят спокойно смотреть, как ярулловские ребята, даже не прячась, косят их сено с колхозных полей. Не имея никакой защиты, они приготовили вилы и топоры, чтобы защищать свой колхоз.