О результатах уже реализованных реформ сказано достаточно. Куда интереснее разговор о тех, которые власти сейчас проводят в жизнь. Так же, как и реформы двух предшествовавших десятилетий, они явно не продуманы, зачастую не стыкуются между собой, противоречивы и запутаны. Реформа образования не составляет в этом плане исключения.
По-генеральски
До конца 90-х годов прошлого века тогдашние власти области понимая, что без села не станет самой России, стремились сделать все возможное, что бы сохранить в селах «три кита»: магазин, медпункт и школу. Вплоть до 2000г. в селах Ульяновской области открывались новые магазины, строились новые школы!
Когда управлять нашим регионом стали генералы при помощи аферистов различных мастей, первыми пали сельские медпункты. Тогдашний замгубернатора, генерал Курочка неоднократно выступал в СМИ с речами, в которых заявлял, что ликвидация медпунктов есть не начало катастрофы и уничтожения села, а благо. Мол, это позволит оптимизировать расходы и более эффективно использовать средства для повышения качества медицинского обслуживания населения.
Параллельно шел процесс ликвидации системы организованной торговли в селах. Константин Инешин, ставленник замгубернатора и Дмитрия Пиорунского, возглавил облпотребсоюз, которому принадлежало подавляющее число сельских магазинов и просто свертывал торговлю в селах по причине ее «нерентабельности». И потихоньку что-то сдавал в аренду, а что-то продавал тем, кого с высоких трибун сам называл конкурентами, душащими сельскую торговлю. В итоге, сегодня облпотребсоюз уже дышит на «ладан», а во многих селах вообще нет никаких магазинов.
Правда, школы, при генерале Шаманове еще почти не трогали, хотя процесс их ликвидации уже начался. Тогда в отношении школ еще не звучало вскоре ставшим страшным слово «оптимизация». Их закрывали по причине ветхого состояния зданий или несоответствия требованиям пожарной безопасности.
«Оптимизация»
По настоящему за школы, прежде всего сельские, взялись при нынешней губернаторской команде. Едва ли не первым четко и внятно, как приговор, слово сочетание «оптимизация образования» произнес тогдашний замгубернатора г-н Тихонов. В прошлом педагог одной из димитровградских школ, он ничем не проявил себя на этом поприще, как ничем положительным не проявил себя и в качестве коммерсанта. Прогорев на торговле, г-н Тихонов удачно пересел в чиновничье кресло. В новой областной администрации он, не совершив ничего яркого и положительного, тем не менее, успешно перекочевывает из одного руководящего кресла в другое, оптимизируя то здравоохранение, то образование, то торговлю.
Так, под его руководством были запущены процессы оптимизации образования, которые привели к тому, что с 2004г. по сентябрь 2006г. количество школ в Ульяновской области сократилось с 659 до 603-х. Это значит, что 56 населенных пунктов приговорены к исчезновению с карты области уже в ближайшее время. А сельские учителя уже сегодня теряют работу.
Еще в 2005г. году в школах области начались «собеседования» с педагогами. Им предлагалось «добровольно» отказаться от 20-22 часов в неделю (средняя зарплата тогда – 3000 руб.) и согласиться работать с нагрузкой в 8 часов (средняя зарплата – 500 руб.). В первую очередь «собеседования» проводились с учителями предпенсионного и пенсионного возраста, т.е. с наиболее опытными. Такой отбор кандидатов на «урезание» не случаен. Все подвергшиеся «собеседованию» учителя имели большой стаж и опыт работы. Естественно, и зарплата у них была выше. Так выпускница педвуза в первый год работы при ставке 18 часов в неделю получала 1100 рублей. А бюджетное финансирование школ предусматривало, что зарплату учителям будут выплачивать из этого самого «бюджетного финансирования». Причем и учителям, и чиновникам отлично известно, что запланированных сумм не хватает даже на самое необходимое. Вот и вынуждены директора выталкивать наиболее высокооплачиваемых педагогов из школ. Им предпочтительнее молодые, не опытные, но зато очень дешевые учителя. О каком развитии образования после этого вообще может идти речь?
Нестыковка
В прошлом году было объявлено о начале реализации четырех президентских проектов. Один из них предусматривает создание условий для развития образования, другой – увеличение численности населения России, третий – развитие АПК. Все три проекта тесно связаны между собой. Без увеличения численности населения, которое дает, прежде всего, именно село, поскольку в сельских семьях большее количество детей, чем в городских, без внедрения образования более высокого уровня, бессмысленно говорить о дальнейшем интенсивном развитии АПК. Что же мы видим на практике?
Так к 2007г. количество учебных заведений в области сократилось по сравнению с 2005г. на 6%. В 2006-2007 учебном году в области работала 591 школа. Значит, к 56 ранее приговоренным к вымиранию селам добавились еще двенадцать. До сентября 2007г. в области планируется закрыть еще 5 школ, и реорганизовать 49.
Что означает термин реорганизация, малопонятно. Скорее всего, он просто заменил уже пугающий всех термин оптимизация и означает подготовку этих 49-ти школ к закрытию в недалеком будущем. Ведь недаром, еще в апреле 2006г. было заявлено, что количество школ (когда их было еще 659), в области будет сокращено на 30-40 процентов. Значит, прекратят свое существование более 200 населенных пунктов.
Школьный автобус
Неоднократно было заявлено, что решить проблему образования сельских детей поможет программа «Школьный автобус». Однако первые эксперименты в этом направлении дали отрицательные результаты, так как в селах школьные автобусы чиновники начали просто разворовывать. «В этом году мы просто так ни один автобус не отдадим, даже тем, кому пообещали, — говорил в апреле 2006 года губернатор Морозов. — Есть у нас печальный опыт, когда в некоторых муниципальных образованиях украли десятки подаренных автомобилей».
Другая проблема – водители. Заболел или загулял, – значит, выезд школьников на занятия в этот день отменяются. Кроме того, как известно, в сельских школах денег всегда ни на что не хватает. Где гарантии, что школьный автобус всегда будет обеспечен горючим? Да и запчасти требуют немало денег.
Не стоит сбрасывать со счетов и такой фактор, как российские дороги. У нас в области к началу 90-х годов дороги с асфальтовым покрытием были доведены только до всех центральных усадеб сельхозпредприятий. А вот в сельской глубинке таковых никогда не было. Весной-осенью автобус не всегда сможет преодолеть 10-20 километров по проселочным, залитым дождем, а зимой по засыпанным снегом дорогам. Значит, количество вынужденных прогулов учениками из глубинки будет очень значительным. Так что школьный автобус вовсе не панацея, а всего лишь «отмазка» для чиновников.
Другой чиновничьей «отмазкой» стала усиленно рекламируемая сейчас идея о создании в райцентрах и других крупных населенных пунктах социокультурных центров, объединяющих школу, детсад, Дом творчества, библиотеку, различные кружки. В последнее время много разговоров идет о таком центре в с. Языково. Безусловно, дело хорошее. Но воспользоваться центрами смогут лишь те школьники и взрослые, которые живут в этом населенном пункте. Школьникам из глубинки, привязанным к автобусному расписанию, останется только позавидовать своим сверстникам.
Сколько ломоносовых из сел и деревень Ульяновской области так и не смогут никогда реализовать себя в результате проводимой сейчас реформы, оптимизации или реконструктиризации образования, остается только догадываться. А вот предсказать результаты проводимой сейчас реформы образования и реализации нацпроекта «Развитие образования» вовсе не сложно.