С 1 сентября 2007 школам Ульяновска рекомендовано ввести в свои программы новый курс – Основы православной культуры. Уже сейчас такая «реформа» образования вызвала живую дискуссию. По инициативе Ульяновской Городской Думы наши корреспонденты провели опрос и попытались разобраться, насколько аргументы «против» весомы.

Сама идея введения курса, изучающего православную культуру, участниками поддерживается, поэтому они говорили главным образом о решении возможных проблем.

Необходимы специалисты, которые бы объединяли в себе талант педагога и знание православной культуры.

Валерий МОРОЗОВ, победитель конкурса «Учитель года – 94»:

– Любая дальняя дорога начинается с первого шага. Чем раньше сделаем этот шаг, тем ближе станем к истине. Любая дисциплина при своем рождении сталкивается с такими проблемами. Так было с информатикой: поначалу не было ни компьютеров, ни специалистов. Все начиналось с энтузиастов, обмена опытом на конференциях. С экономикой и экологией складывалась похожая ситуация – преодолели. Что же касается ОПК, нельзя сказать, что у нас совсем нет никакого опыта. В отдельных школах богословие велось факультативно. И не было недовольных, никто не спрашивал, зачем нам это нужно. В Симбирской епархии уже три года проводятся курсы по религиоведению для учителей на добровольной основе. Естественно, необходимо время, чтобы специалисты-священнослужители получили навыки педагогики, а педагоги сами более глубоко разбирались в сути преподносимых детям вечных истин веры и религии. Многие русские люди так или иначе приходят к православию, но уже на закате жизненного пути. Разве плохо, если человек с самого начала будет жить по высоким, нравственным нормам?

Не хватает учебных пособий, по которым школьники могли бы знакомиться с предметом.

Татьяна ЧЕРНЫШОВА, начальник методического центра управления образования мэрии Ульяновска:

– Министерством образования РФ разработаны учебно-методические комплекты. Они включают методические пособия для учителей и учебники с тетрадями для учеников. В последних нет излишнего дидактизма и теологии, это скорее «азбука нравственности». В настоящее время институт повышения квалификации учителей также проводит курсы по Основам православной культуры. Введение ОПК является для учебных заведений делом добровольным. Школы также определяют, с какого возраста и в каком объеме ученики должны с ним знакомиться. Мы считаем, что эта мера поможет решить проблему детской и подростковой преступности, улучшит нравственный облик нового поколения.

В Ульяновске проживает много представителей разных конфессий. Есть опасение, что православная культура будет насаждаться в ущерб другим.

Василий ГВОЗДЕВ председатель городского парламента: – Я глубоко убежден, что навязывания не происходит: в Ульяновске есть живой интерес жителей к религии. Строятся церкви, которые привлекают все больше прихожан, появляются духовные учебные заведения. К примеру, строящаяся в Железнодорожном районе православная гимназия, которую возглавляет отец Виктор, уже полностью «укомплектована» учениками – так много было желающих. Так что новый предмет – это ответ на потребность. Власть делает все для того, чтобы национальные и религиозные культуры гармонично развивались на территории области. У нас есть духовные центры для людей других вероисповеданий, и при этом нет центра православной культуры с отдельным помещением. Те, кто категорически выступают против, руководствуются лишь одним – нежеланием, чтобы в русском человеке просыпалась вера как объединяющая сила, чтобы мы стали сильным народом и суверенной страной.

Отец Виктор, директор православной гимназии: – Все национальности гордятся своей особенностью. Православие, на мой взгляд, – самая терпимая религия, мы всегда жили в мире со своими соседями. Но парадоксально – все национальности гордятся своей особенностью, кроме русской. Получается, что в России быть русским плохо.

Валерий МОРОЗОВ:

– Я уверен, что для руководителя образовательного учреждения даже татарской национальности (не в обиду другим) в случае, если в его школе большинство детей и родителей православные по своим корням, важным будет, насколько новый предмет будет нести нравственную силу и с каким интересом восприниматься его учениками. И также уверен, что если в школе возникает потребность в преподавании для учеников других национальностей, он найдет оптимальное с шение в возникшей ситуации. А в качестве примера, того, что интерес к православной вере существует, приведу один случай. В 40-й школе, где я был директором, приглашали батюшку на встречу с детьми. Ученики буквально засыпали его вопросами, причем такими, на которые трудно найти ответ, полностью удовлетворяющий растущее детское любопытство.

Архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл:

– Не имею морального права согласиться с противниками преподавания в школах Основ православной культуры. Сегодня, когда Россия стоит на краю моральной пропасти, и все лучшие умы понимают это. Когда гибнет молодежь, а среднее поколение воспитано на лозунге «Бери жизни все». Результат – свыше миллиона наркоманов, большое количество умственно отсталых неполноценных детей, разрушение института семьи, накал всякого рода преступности и прочее.

Глубоко убежден, что против ОПК выступают именно те люди, которые намеренно не желают стабилизациии в нашем Российском обществе и государстве.

Подрастающее поколение должно знать культуру, которая создала государство и объединила все народы России. В то время, когда беспрепятственно на территории России создаются еврейские, исламские, буддийские школы, центры и прочие культурообразующие заведения, почему ущемляют права русского народа?

Существует мнение, что ОПК окажется слишком серьезным предметом, к примеру, для первоклассника, а это может привести к поверхностному восприятию веры.

Отец Виктор:

– Мы не собираемся учить детей молитвам или богословию, речь идет о знакомстве с православной культурой и историей, и конечно, этикой. Выдающиеся деятели, важнейшие события и нравственные образцы поведения – вот что мы должны донести школьников. Сегодня достаточно вольготно себя чувствует сектанство, которое часто не изобретает ничего нового, а просто искажает тексты Священного писания. В же время православная культура скорее сохраняет свою внешнюю сторону: церковные праздники и ритуалы. Кроме того, заметны националистические настроения в обществе. Не лучше ли в этой ситуации создать почву для роста исконно русских ценностей и идеалов, хотя бы рамках области.

По всему видно, что властные органы отдают себе отчет, что введение ОПК будет сопряжено с трудностями и где-то даже с противоборством. Чтобы свести их к миниму в августе планируется проведение «Круглых столов» и семинаров с участием представителей других конфессий.

«Необходимо выдержать баланс в преподавании и снять острые вопросы, в том числе и за счет частичного включения в рамки курса истории других религиозных течений», – подвел итог Василий Гвоздев.