С 1 февраля этого года все обладатели городских телефонов перешли на новую – тарифную – систему оплаты услуг телефонной связи. Мало-, средне- и многоговорящим ОАО «Волгателеком» предложил на выбор разные варианты оплаты телефонных разговоров. Возможность смены тарифного плана тоже была предоставлена: в первый раз – бесплатно, а при повторном и каждом последующем заявлении абонента – за 80 рублей. Эти самые 80 рублей и стали предметом иска, с которым обратилась в суд общественная организация «Центр по защите прав потребителей»: «Центр» счел противоправным взимание этой сумы…

В декабре 2006 года «Волгателеком» провел рекламную компанию по переходу на новую тарифную систему оплаты услуг телефонной связи. Времени на раздумье было мало: 1 февраля переход должен был завершиться. Тем не менее, вопросы у людей возникают до сих пор. И с некоторыми из них они обращаются в «Центр защиты прав потребителей», в общественную организацию. «Центр» особенно заинтересовало то, что изменение системы оплаты местных телефонных соединений, то есть попросту тарифного плана, при повторном и каждом последующем заявлении абонента стоит 80 рублей… Для справки сообщу, что, например, в Казани и Самаре эта операция дороже – 180 рублей.

Любопытно, что 19 февраля информационные агентства распространили заявление министра информационных технологий и связи РФ Леонида Реймана: «Законодательством РФ не предусмотрены ограничения количества переходов с одного тарифа на другой и оплата таких переходов абонентами местной телефонной связи. Абонент вправе изменять тарифный план неограниченное число раз и бесплатно».

Григорий Каленов, директор «Центра» (тел. 49-63-13) еще в конце марта в разговоре со мною сказал, что считает взимание платы за смену тарифа незаконным. Тем более, что «Волгателеком» занимает существенное положение на рынке. А в начале апреля «Центр» обратился с иском в Ленский районный суд.

22 мая суд вынес свое решение, но «Волгателеком» обжаловал его в областном суде. И вот 26 июня областной суд оставил в силе решение суда районного. Думаю, что в этой истории обладателей телефонов мало интересует изложение 7 страниц судебного решения. Важнее то, что написано после слов «суд РЕШИЛ».

А суд решил: «Иск Ульяновской городской общественной организации «Центр по защите прав потребителей» удовлетворить. Признать противоправными в отношении неопределенного круга граждан-потребителей действия Ульяновского филиала ОАО «Волгателеком» по установлению тарифа на изменение системы оплаты местных телефонных соединений при повторном и каждом последующем заявлении абонента. Обязать ОАО «Волгателеком» произвести перерасчет гражданам-потребителям, оплатившим по данному тарифу 80 рублей за изменение системы оплаты местных телефонных соединений при повторном и каждом последующем заявлении абонента».

Ульяновский случай пока не имеет прецедентов в России. Как не имеет прецедента и то, что права жителей отстаивала общественная организация, существующая, скорее, «вопреки», чем «благодаря»…