В Ульяновске строят огромный офис с одним окном.

Но – виртуальный.

Недавно Ульяновск в числе ряда других региональных центров участвовал в довольно необычной телеконференции, объединившей в одном времени и месте IT-специалистов и чиновников России, Канады, США, Казахстана, Бразилии, Германии, Великобритании и др. Место это называется Интернет. О нем, собственно, и говорили. А также об информатизации, компьютеризации и цивилизации.

Тема этой конференции, которая проводилась по инициативе и под эгидой Минэкономразвития, – предоставление муниципальных государственных услуг в режиме одного окна, без чего уже невозможно нормальное социально-экономическое развитие регионов и стран. Дело, как отмечали российские специалисты, нужное, но почему-то очень медленно развивающееся. Больше говорили иностранные специалисты – и это нормально, потому что России есть чему поучиться: – у нас настолько быстрые умы, что процесс реализации идей за этими идеями никак не угонится. От России удалось высказаться только Москве, Зеленограду и Ульяновску, который уже начал «строительство» виртуального офиса с системой «одного окна» и распределенной базой данных. Кстати, планы Ульяновска были замечены Западом – недаром канадцы поделились сразу опытом: «Пенсионер не должен ходить по департаментам и кабинетам, собирая справки. Он только звонит в соответствующую службу, называет свой идентификационный номер и вскоре органы соцзащиты приносят ему нужные документы».

Такую невероятную для России систему и хотят реализовать сотрудники управления информационных технологий и связи правительства Ульяновской области. Весной этого года, под руководством заместителя директора департамента инноваций и информационных технологий, члена президиума Совета главных конструкторов информатизации регионов РФ Юрия Украинцева, их проект стал победителем конкурса по административной реформе, объявленного Минэкономразвития.

– В системе «одного окна» есть два подхода, – говорит Украинцев. – Один, который не исключается на федеральном уровне, – это специальное трехэтажное здание большой площади, в котором разместятся все: муниципалы, регионалы и федералы, а на первом этаже десятки окошек-пунктов приема. При этом предполагается в здании единая база данных с локальной сетью. А человек только ходит от одного к другому. Считается, что это защитит от коррупции. Я доказал, что, при желании, чиновника можно и дома навестить.

Украинцев же предлагает другой вариант. Ни к чему тратить огромные деньги на новый супер-офис, проще сделать его виртуальным. Он его называет Виртуальным многофункциональным центром по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению. В районах города и области, поближе к населению, создаются пункты коллективного доступа, объединенные единой сетью, куда и будут обращаться люди. А вот база данных может остаться распределенной. Дело в том, что проблема единой базы данных не решена до сих пор, наверное, нигде.

– Каждый хочет получить чужую, но не отдавать свою, – отмечает Украинцев. – Хотя есть базы данных у соцзащиты, у системы расчетных центров коммунальных услуг, у Пенсионного фонда и т.д., надо только обеспечить условия доступа и свести базы к единому формату, чтобы компьютер, не понимающий иносказаний, мог все воспринимать.

Причем, нужная для справки или документа информация по заявке гражданина должна будет собираться воедино автоматически. И ни обеденных перерывов, ни больничных, ни чаев, ни «скоро приду». Потому уже во многих муниципалитетах стран Запада, там, где раньше по нормативам требовалось на изготовление затребованного документа 40 часов, ныне тратится не более 15 минут.

В Ульяновске уже есть опыт работы с базами данных: давно работает система «одного окна» в расчетно-кассовом центре, где используются оригинальные разработки биллинговой системы и систем обработки информации. Недавно введена подобная система в соцзащите. Ожидается, что в октябре, когда в Ульяновске соберется Совет конструкторов информатизации РФ, «фундамент» Виртуального центра будет уже заложен, и будет отработан алгоритм взаимосвязей. Следующим, более дальним, но необходимым этапом, будет разработка аналого-ситуационного центра (по аналогии с военными, существующими уже много лет), когда специальные программы на основании баз данных и социально-экономического мониторинга будут выдавать прогнозы развития ситуаций в зависимости от начальных условий и действий правительства. Но чтобы дойти до этого, надо преодолеть еще много подводных рифов.

Возможно, на предстоящем осеннем совете некоторые из них будут выявлены. Так, в Ульяновске реализация программы «Электронная Россия» («Электронный Ульяновск», «Электронное правительство») движется очень медленными темпами. Созданное ОГУ «Электронный Ульяновск» за два года практически не имело необходимого финансирования, в результате «умы» там не на что содержать. И получается, что все программные разработки делаются опытными специалистами частной компании, которой без конкурса были отданы «на откуп» расчетно-кассовые центры системы ЖКХ. Подобная ситуация порождает вторую общую для многих регионов проблему – как обеспечивать защиту баз данных, оказавшихся в частных руках. Несмотря на то, что уже давно существует ФЦП «Электронная Россия» и сформирована Концепция региональной информатизации, каждый регион пока сам изобретает свой велосипед: нет ни единых программ, ни даже стандартов. Как потом свести все воедино – никто не знает. Само правительство Ульяновской области еще далеко от «электронного». Практически не ведется работа по созданию системы электронного документооборота, далеко не все даже умеют пользоваться компьютером, хотя губернатор и обещал, что скоро устроит на эту тему экзамен. Некоторые чиновники, похоже, не торопятся с внедрением IT-технологий. Одному из специалистов, когда он обмолвился о необходимости разработки системы электронных торгов, прямо сказали: «Не лезь». Уже есть те, кто хотел бы избавиться от соавтора проекта Виртуального центра Юрия Украинцева. Причины сопротивления понятны.

Кстати, как признались на телеконференции западные чиновники и IT-специалисты, у них нередко возникают проблемы взаимодействия между федеральным и муниципальным уровнем. В России же наоборот: регионалы отметили, что в Минсвязи и в Минрегионразвитии их понимают лучше, чем на местах.