На латышский праздник Лиго в село Красная Балтия (Кузоватовский район) съехались жители Ульяновской области, прикатили гости из Самары, Тольятти и Вентспилса (Латвия)

– Девочки, вы русалочки?

– Нет! Мы мордовочки!

Босоногие девушки в расшитых сарафанах и с венками на головах пританцовывали на теплом песке босыми ногами в ожидании своего выхода на сцену. Они приехали со своими концертными номерами из Кивати в Красную Балтию на праздник Лиго.

– Латышский праздник, а мы, русские, радуемся, – признались репортерам «НГ» Валентина и Василий Калмыковы. – Правда, у нас тут латышей осталось – полтора человека.

Пришельцы

Лиго в Красной Балтии отмечают с незапамятных времен. Латыши пришли сюда в поисках счастья аж в 1868 году. Год прожили неподалеку от Сурского, но там их деревню сожгли. И балтийские переселенцы, кочуя, облюбовали неподалеку от Кузоватова огромную лесную поляну в стороне от дорог и сел. Построили по периметру озера аккуратные дома и зажили, как в Латвии – по своему уставу и со своими праздниками.

Гости

– Меня племянница Ольга ругает за то, что стало с селом, – признается 78-летний Иван Эльман. – Говорит, как вы могли такое допустить?

– Бардак, – горячится, приехавшая из Латвии на праздник Ольга Нолберга. – Такая поляна была посреди села! Зеленая, ровная. Мы на ней играли. А теперь? Тут дорога, там дорога. Ужас! Вон там за клубом мой дом. Я к нему пройти не могу, так все травой заросло. Дома настроили тяп-ляп. Еще при мне, двадцать пять лет назад, было все ровненько, аккуратно, Не село – картинка. А сейчас я просто в шоке!

– А самое обидное – мы к этому привыкать начинаем, – признается Иван Августович, который 20 лет проработал председателем местного колхоза. – Раньше, когда Лиго праздновали, наутро шли по селу и смотрели, у кого где непорядок. Тут дрова возле дома свалены, там – огород не прополот. И песнями и прибаутками высмеивали хозяев. В тот же день порядок наводили.

Юбиляры

Евгения и Иван Эльман по паспорту латыши, хотя родились и всю жизнь прожили в Красной Балтии. Родную культуру не забывают. Евгения Семеновна домашних потчует килькине (картофельные галушки, заваренные на молоке) и пейльше (картофельные драники, поджаренные на кусочках свинины). Дети и внуки знают язык предков.

– Мы их латышскому языку по-русски учили, – смеется Евгения Семеновна.

Кстати, в этот день супругов Эльман чествовали на главной сцене праздника. В этом году исполняется ровно 60 лет их совместной жизни. Поздравляли юбиляров зампред областного правительства Александр Большаков и глава района Вячеслав Ковель. Александр Михайлович, демократично одетый в спортивный костюм, искренне позавидовал старожилам села, пожелал им еще многих юбилеев и перед всем честным народом признался:

– Мы с женой Татьяной в следующем году будем отмечать тридцатилетие со дня свадьбы.

Позже Большаков пояснил репортеру «НГ», почему он не в официальном костюме, а в адидасовском.

– Потому что я ехал не на мероприятие, а на событие. На праздник! Я всегда на своих аппаратных совещаниях напоминаю коллегам – не народ для власти, а власть для народа. Я здесь не как чиновник, а как гость. Люди не должны видеть в чиновнике благодетеля, который разрешил им праздновать. Это их событие, а долг власти – помочь организовать праздник в день этого события.

Район

Вячеслав Ковель не стал приписывать себе лавры организатора праздника.

– Здесь не надо ничего организовывать, – откровенно признался он. – Все идет само собой, все давно отлажено без вмешательства власти. И мы не потратили сюда ни копейки. Ну, райпо прислали с парой лотков для торговли да себе в сторонке стол накрыли, вот и все.

Вячеслав Васильевич рассказал, что в районе в последнее время состоялось и намечено так много событий, что они даже наслоились. Пришлось перенести мордовский фестиваль Масторовань Моро – Песня Матери-Земли.

– А Лиго передвигать нельзя, да мы бы и не смогли, – говорит Ковель. – Все равно съехались бы люди, и праздник состоялся. Вы посмотрите – из Еделева, из Кузоватова… с других районов люди приехали. Кто на своей машине, кто на попутной, кто на велосипеде. Их кто сюда приглашал? Никто. Просто – так было всегда.

Традиции

– Я очень радуюсь, когда приближается Лиго, – откровенничает Иван Эльман. – Это же наша традиция! Пусть даже латышей в селе осталось человек сорок, а мужчин моего возраста вообще двое.

К концу XIX века на всей территории Ульяновской области насчитывалось 350 латышей. Жили они в основном в Красной Балтии. Кстати, Балтией село назвали сами латыши, которые так в простонародии называют Латвию. Приставка Красная появилась на заре советской власти. Прибалты так ассимилировали в местное население, что у сотен и сотен кузоватовцев и выходцев из района в крови течет латышская кровь. К слову, глава Кузоватовского городского поселения Валерий Кувшинов наполовину латыш – по маме.

Аист

В Красной Балтии остался всего один дом, напоминающий латышский. По всеобщему признанию, это самый красивый дом в селе. Живут в нем Виктор и Людмила Филипкины. К Прибалтике имеют отношение только тем, что жили несколько лет в Вентспилсе.

– Как я не хотела оттуда уезжать! – признается Людмила Васильевна. – И так благодарна мужу за то, что он помог мне создать здесь уголок уютной Латвии.

Словами описать красивый дом Филипкиных не удастся. Все в цветах. На самый настоящий плетень накинуты керамические горшки. В живописной телеге с задранными оглоблями тоже разбита клумба. В растениях прячутся купленные в магазине лебеди-утки. На высоком шесте, в гнезде, как сторож, восседает бутафорный аист.

– Вы к нам на Новый год приезжайте, – приглашает журналистов Людмила. – У меня во дворе будет елка, наряженная и гирлянды.

Праздник

Привыкшие к тому, что на подобных мероприятиях всегда распланировано, когда и что делать, репортеры «НГ» так и ждали команд:

– Зажечь костры! Пошли девушки с веночками к воде…

Не дождались. Создавалось ощущение, что Лиго – действительно народный праздник. Народ не тормозил начало праздника в ожидании «свадебных генералов», никто не руководил процессами. Люди сами решали, когда костры запалить, когда в пляс пуститься. И девушки бросали веночки в воду, когда душа просила.

– Это такая традиция: девушки загадывают на суженого, – прокомментировала обряд помощник губернатора Марина Шаиткина, голову которой, кстати, тоже украшала сплетенная зелень.

– На суженого? – удивилась ее подруга Людмила Шилова. – А мы с тобой тогда зачем вырядились? Мы же замужем!

Концерт плавно перешел в дискотеку, конкурсы и игры. Вокруг озера – кто прямо на траве, кто на принесенном из дома столе, – накрывали угощения. Усаживались, выпивали за праздник, за здоровье. Приглашали к застолью прохожих.

Несколько тетушек, покидая Лиго в самый разгар, сетовали:

– Жаль, что вставать завтра рано. А то бы до утра остались. Тут утром знаете, как интересно. Коров в стадо гоним – там лежат, тут лежат. Там еще догуливают.

Щедрый стол

В стороне от праздника на богато сервированном столе можно было попробовать настоящие блюда латышской кухни.

– Это мои любимые драники, – рассказывает Олеся Макина. – Я их каждый год на праздник готовлю. Картофель натирается на терке. Соли чуть. Формируются маленькие котлетки, обваливаются в яйце и жарятся на масле.

Любители пробовали молочный суп (кефир смешивается с сырым яйцом, солью, небольшим количеством сахара и вливается в кипящее молоко) и борщ, который не надо варить (вареную свеклу натирают, яйца мелко режут, зелень шинкуют, все заливается простоквашей, на гарнир подается отварной картофель).

Галина Сильвестрова приготовила свою фирменную латышскую селедку, которую любители остренького уговорили в первую очередь.

– Крупную сельдь режу на кусочки и обжариваю на подсолнечном масле. Причем кусочки кладу не на бок, а плашмя. Отдельно жарю много лука. Когда размягчится, добавляю много томатной пасты и довожу до готовности. На блюдо выкладываю рыбу, сверху щедро посыпаю красным перцем и сбрызгиваю большой горстью уксусной кислоты. Не бойтесь, что много! С горячей рыбы все испарится. Сверху заливаю луковой поджаркой.