Александр Мишин по жизни повязан с автобусной остановкой, которую в Сурском называют лампой. 20 лет назад он строил ее, и до сих пор переживает, что земляки не способны хранить красоту.
Юбилей
В этом году исполняется двадцать лет со дня, когда сурский сварщик Александр Мишин построил в поселке необычную остановку в виде керосиновой лампы.
– Это не моя идея, – честно признается Александр Николаевич. – Я работал тогда в автохозяйстве. А первым секретарем райкома был Ренат Фаттыхович Гареев. И вот он дал задание: каждому предприятию построить в Сурском по остановке. Меня механик – Николай Иванович Чавкин – посадил в машину и повез в Мордовию. В Саранске, если были, там возле лампового завода стоит лампа. Большая и круглая.
Николай Чавкин показал на архитектурную красоту и спросил:
– Сможешь?
– Смогу, конечно, – пожал плечами Мишин. И уточнил:
– Только поменьше. И не круглую, а секторами. У нас технологий нет таких, чтобы круглую делать.
Механик пошел с рулеткой мерить мордовскую лампу, а Мишин из скромности спрятался в машину.
– Там люди! – поясняет он свою застенчивость. – А тут мы с рулеткой позоримся. Да и что мерить-то? Я и без замеров все сделаю не хуже.
Клеймо
Работал над лампой Александр целый месяц. Практически один. Ему только подвозили железо и электроды.
– Железо в 80-е годы девать некуда было! – признается Александр. – Давали, сколько надо.
Когда все было готово, прислали жестянщика, который обил жестью верх конструкции.
Внутри остановки Александр поставил свое фирменное клеймо – сваркой расписался «А.М. Мишин».
– Хотел добавить «Архитектор Чавкин», – смеется 53-летний сварщик. – Да тот руками замахал: «Не думай даже!»
Жаль
За 20 лет в Сурском много воды утекло. От блестящего прожекта первого секретаря райкома уцелела, пожалуй, лишь одна остановка – керосиновая лампа Мишина. Сам Александр Николаевич полюбоваться на творение рук своих не ходит. Говорит, не на что там сейчас смотреть.
– Все ржавеет, гниет, никому ничего не нужно, – вздыхает Мишин. – А раньше в лампе и свет был, и стекла вставлены. Только народ у нас к красивому не приспособлен. Какой-то лихач на машине врезался в остановку. Весь бок конструкции помял. А о том, чтобы восстановить, никто даже и не заикнулся.
Гений
Коллеги считают Мишина талантом сварочного дела.
– Он на сварке помешанный просто, в хорошем смысле этого слова, – восхищается приятель Александр Асанов. – У него дома все на сварке! Он пользуется ею вместо гвоздей. Однажды так «сварил» на салазках дерево с железом, что инженер с полчаса вертел конструкцию, но так и не смог понять – как такое возможно. Саша как пришел в 76-м из армии, так и не выпускает электроды из рук.
– Нет, – смеется автор лампы. – Я прямо в маске и родился.
– А красивее лампы что-нибудь сделали? – интересуется репортер «НГ».
– Детей! – не раздумывая отвечает Александр. – Настенька и Сашенька. Они мне особенно удались.