Мэрия хочет выселять неплательщиков

Неплательщикам будут отключать горячую воду и электроэнергию, а в случае дальнейшего отказа от погашения задолженности по жилищно-коммунальным услугам начнут через суд выселять на меньшую жилплощадь. Такое строгое предупреждение распространила через СМИ мэрия Ульяновска.

Городская исполнительная власть всерьез обеспокоена растущей задолженностью за коммунальные услуги. Особенно тревожат долги перед энергетиками – те уже грозят то отключить горячую воду, то обанкротить муниципальные теплосетевые компании. На 1 июня 2007 года 77 136 квартир имеют задолженность за жилищно-коммунальные услуги на сумму около 400 миллионов рублей.

Своим решением мэр Ульяновска Сергей Ермаков создал в районных администрациях «рабочие группы по борьбе с неплательщиками» (так звучит в пресс-релизе), куда входят главы администраций районов, представители частной компании – расчетно-кассового центра, представители домоуправляющих компаний, муниципальных тепловиков, городских энергетиков, налоговики, судебные приставы и даже милиционеры. Такие мощные, вооруженные законами и постановлениями бригады быстрого реагирования теперь будут проводить специальные рейды и наказывать злостных неплательщиков, обещает мэрия.

Перепуганные жильцы сразу представили форму наказания: опричники выводят неплательщиков во двор и на глазах у всех жильцов осуществляют наказание розгами в количестве пропорциональном долгу. Однако чиновники считают, что эта мера неэффективная, поскольку реальных денег в казну не принесет. Поэтому и предполагается начать с предупреждений об отключениях и выселении. Вероятно, расчет на то, что грозная представительность мобильной бригады обязательно психологически подействует на неплательщика. Тем, кто не в состоянии выплатить сразу, мэрия согласна дать возможность реструктуризировать долг.

Заместитель мэра по вопросам ЖКХ Сергей Савельев констатирует, что уровень неплатежей в этом году значительно вырос. Вероятно, на это повлиял и резкий рост стоимости коммунальных услуг, но, считает заммэра, большую роль сыграли и суды по тарифам, проигранные мэрией, после которых часть жильцов, вняв советам некоторых политиков, вообще перестала платить и подала в суд на перерасчет, но проиграла. В тот период (январь-март) платежи упали до 80 процентов. В апреле они повысились уже до 114 процентов.

Правда, по словам Савельева, отселение на меньшую жилплощадь – мера больше устрашающая, чем реальная. Пока еще ни один суд по переселению мэрия не выиграла, к тому же, такая мера возможна только в отношении тех, кто живет в муниципальных квартирах. К собственникам жилья таких претензий не предъявишь. Холодную воду, газ, отопление на самом деле тоже отключать нельзя, а горячую – только через шесть месяцев неплатежей. Зато помогает изъятие имущества. Таких судебных решений было уже более 160-ти. Приставы, уже забирали в счет платежей и гаражи, и телевизоры. И когда соседи видят, как судебный пристав выносит телевизор, это действует эффективней любых уговоров. Впрочем, только 30 процентов судебных решений дали результат – очень много тех, с кого и взять-то нечего.

Именно поэтому заместитель мэра по социальной политике Татьяна Кабакова считает, что в рабочей группе должны быть представители комитета соцзащиты. Городской комитет, по ее словам, и сейчас оказывает неплательщикам помощь, возможность социальной реабилитации – занимается их трудоустройством, оказывает материальную поддержку, даже оказывает помощь в лечении от алкоголизма.

– Надо всегда давать человеку шанс выбраться из ямы, в которую он попал, возможно, даже не по своей воле – лишь бы только у него было такое желание, – говорит Кабакова.

Между тем, по словам Савельева, жизнь показала, что нередко очень эффективным методом является работа профессиональных фирм по погашению долгов. Раньше в мэрии им не доверяли, полагая, что они занимаются «отмывкой» денег. Однако сейчас уже целый ряд управляющих компаний пользуется их услугами. С неплательщиками говорят не нервные чиновники или силовики, а опытные психологи. И происходят буквально чудеса – человек, еще вчера наотрез отказывавшийся платить, выходя от психолога, идет доставать деньги, чтобы погасить свои долги. Что там ему говорят не известно, но результат налицо.