Я стою перед памятником погибшим на фронтах Великой Отечественной в селе Панская слобода. В списках павших нахожу двоих братьев моего отца. Как они попали сюда? Ведь задолго до войны они переехали в Куйбышев. Село, если разобраться по родословным – одна семья. Спасибо, что помнили. Говорю – «помнили», ибо сегодня нас стремятся лишить памяти. Я пытался сфотографировать списки павших, но это оказалось невозможным: деревья все закрывают. Разговаривал с жителями: подрубите нижние ветки. В ответ говорил человек уже не из семьи села, а опыленный беспамятностью: а здесь нет никакой администрации. Спрашивал о пароходе «Джон Рид» и его капитане. Нет, не слышали… А ведь с этим пароходом у их родителей было связано много событий.
Новости привозили…на пароходе
…Трудные послевоенные времена. Село не имело радио. Новости получали друг от друга. А привозили их на пароходе «Джон Рид». Он ходил от Ундоров до Сенгилея, собирая пассажиров, отправляющихся в Ульяновск. Для пассажиров третьего класса были места с сиденьями в кормовой части судна, а для четвертого – вся остальная палуба. Во втором класс – в каютах на носовой части – больше поселялись люди командированные.
Вечер. На пристани людно. Женщины с мешками, корзинами судачат, коротая время. Ждут «Джон Рида». Эти поездки – не развлечения, а нужда. В мешках – то, что колхозник вырастил в своем огороде. Выручит немного денег, которые и оставит в городе, купив что-то из одежды, обуви. Очутившись на пароходе пассажир-крестьянин расслаблялся: редкий случай, когда ему просто нечего делать. От шума машин, плеска воды клонит в сон. Пароход приходил в Ульяновск ранним утром. Спуск Рылеева заполнялся вереницей людей.
«Кособокое» судно
Именно так называли «Джон Рида» жители поволжских сел. Пароход страдал одной опасной «болезнью»: имел плохую остойчивость – способность противостоять внешним силам, вызывающим его крен или дифферент. На таком судне необходимо постоянно следить за балансировкой. Река в пределах области была достаточно сложна по фарватеру. Да еще большой процент маршрута «Джона Рида» проходил без наличия лоции, то есть без каких-либо обозначений фарватера. Это относилось к населенным пунктам , которые находились вне основного русла Волги. И если в начале навигации был свободный «доступ» ко всем селам, то к концу лета уровень воды сильно понижался, и приходилось самим определять свой фарватер, чтобы не сесть на мель. Во второй половине навигации пристани для Криуш и Панской слободы перемещались по несколько раз в разные точки. Но наибольшую опасность в работе создавал сильный ветер – в сочетании с ним волна могла перевернуть судно. В таких случаях капитан либо сам брался за штурвал, либо вставал у берега на якорь.
Капитан Лавров
А капитаном «Джон Рида» был Михаил Лавров. Он всю свою жизнь посвятил речному транспорту. Прошел путь от рядового матроса до капитана парохода. Как вспоминает его правнучка (по рассказам прабабушки – жены Лаврова), в 1905 г., когда Михаилу было 8 лет, он хорошо учился в Криушинской церковно-приходской школе. Посетивший школу Дмитрий Ильич Ульянов, видимо, заглянул в журнал успеваемости и подарил Михаилу карандаш за успешную учебу. Но учиться ему не пришлось – у отца не было средств, ведь только сыновей росло пятеро. И все уходили работать на Волгу. Так поступил и Михаил.
Припоминается один случай в 1944 г., когда я плыл на пароходе в Ульяновск. Ночью поднялся сильный ветер, пароход покачивало. Я спал в кубрике. И тут «Джон Рид» попал в зону сильного бокового ветра и стал крениться на бок. Лавров свалился с койки. Моментально поняв ситуацию, он побежал в нательном белье в рубку, успев закричать пассажирам: все на борт! И сумел поставить пароход поперек волны, навстречу ветру.
Навигация 1952 г. стала последней для «Джона Рида» в нашей области. В Криушенском затоне его поставили на якорь и использовали как дом отдыха. А в 1960-м порезали на металлолом…
Последний рейс
А Лаврову дали судно озерного типа «Дачный» В начале навигации 1954 г. с ним произошла авария. Дачный шел из Сенгилея. Дул сильный ветер, шел снег. Судно потеряло ориентацию: не было видно ни береговой черты, ни сигналов бакенов, ни маяков. В два часа ночи пароход на полном ходу врезался в левый берег примерно напротив цементного завода. В течение 20 минут сползали с мели. А потом пароход на полном ходу кормовой частью ударился в нос стоящего на рейде буксира «Спендиаров».
У «Дачного» образовалась пробоина 600х600 мм. Вахтенные растерялись – даже не подали сигнал тревоги. На борт буксира высадили 350 пассажиров и почти всю команду. О спасении судно речи не было, сочли, что дело безнадежное. Лаврова насильно вытащили с парохода – он хотел погибнуть вместе с пароходом. Капитан «Спендиарова» дал команду рубить швартовы – 55 минут он смог продержать «Дачного» в подвешенном состоянии. Судно мгновенно ушло под воду…
Лаврова лишили всех наград. Не берусь судить – то ли это законные нормы, то ли партийная этика. За аварию его судили , но в заключении он пробыл несколько месяцев. Ему сказали, что он признан невиновным, но официального уведомления он так и не получил.
А в школьном музее Криуш, куда попала часть экспонатов из разрушенного заводского музея, я не обнаружил никаких сведений о «Джон Риде» и капитане-орденоносце.