На пенсии у него появилось хобби — пересчитывать коммунальные тарифы. Все началось, когда Владимир Скрипичников заметил: в соседних регионах за те же квадратные метры платят в несколько раз меньше. Нужные документы Владимир Владимирович разыскивал долго. В итоге выяснил: в Ульяновске уже полтора года действуют незаконные и завышенные расценки.
Владимир Скрипичников, пенсионер:
«Прежде чем утверждать эти тарифы, должна быть экономическая экспертиза. На тот момент действовало постановление 89-ое, где четко прописано, что прежде чем утверждать, надо проводить экономическую экспертизу. Этого не было сделано»
К тому же, постановление о новых расценках было принято задним числом — спустя полтора месяца после введения. Это тоже нарушение закона. Владимир Скрипичников обратился в суд. Тяжбы длились почти год. В итоге Федеральный арбитражный суд решил: постановление мэрии о тарифах отменить, а незаконную переплату вернуть горожанам — то есть возвратить примерно полтора миллиарда рублей, подсчитал истец.
В мэрии о тарифах говорить не любят. Мэр Сергей Ермаков встречаться с журналистами отказывается, а пресс-служба распространяет обращения: СМИ провоцируют рост неплатежей — слишком много о подсчетах пенсионера Скрипичникова рассказывают. Самому истцу в неформальной беседе все объяснили проще.
Владимир Скрипичников, пенсионер:
«Решения судов должны неукоснительно исполняться. А представитель мэрии, правовед, заявила — меня это удивило: «А не все решения должны выполняться!»
Евгений Лытяков, член Общественной палаты Ульяновской области:
«Власть создала такое правовое поле, в котором мы находимся, а она находится либо в стороне, либо над ним»
После победы пенсионера в суде по распоряжению мэра в Ульяновске создали специальные комиссии — проводить рейды по неплательщикам. Долгов за коммунальные услуги у населения накопилось больше 400 миллионов рублей. Большинство должников — такие, как Чижовы — мать-одиночка, бабушка и двое детей. Старшего сына недавно забрали в армию. Средняя семья со средним ульяновским доходом — когда непонятно, на что вообще живут.
Лариса Чижова:
«Моя зарплата где-то тысячи четыре, у мамы две с лишним пенсия. Платим больше трёх. Если будем платить за это, за коммунальные услуги, то на еду будет не хватать, на одежду, на тот же детский садик»
Комиссия выставляет Чижовым счет: 71 тысяча рублей долга. Если не расплатятся, семью выселят. На самом деле за эту квартиру Чижовы должны раза в два меньше, уже подсчитал Владимир Скрипичников. Пенсионер собирается обращаться в Страсбургский суд. Для него борьба за законные тарифы уже стала чем-то большим, чем хобби.