Внедрение 131-го закона породило первые конфликты

Завтра на рабочем заседании Законодательного собрания Ульяновской области планируется обсудить «вешкаймский инцидент». По оценкам депутатов, это первый вышедший наружу конфликт между двумя независимыми друг от друга уровнями власти – главой района и Советом депутатов муниципального образования «Вешкаймское городское поселение».

К прокурору области и спикеру областного парламента обратился председатель Совета Николай Самарин, заявивший, что глава района вмешивается в их деятельность, что категорически запрещено законом.

По словам председателя, 12 июля в 17:40 в кабинет главы поселения Таисии Шалаевой, где в это время находился и сам Самарин, ворвался глава района Николай Кочетков в сопровождении нескольких человек и стал требовать открыть кабинет председателя, чтобы дать ему последнее решение Совета. Самарин попытался выяснить в чем дело, после чего из уст районного главы услышал: «Ты больше не председатель!».

«В присутствии всех вышеуказанных лиц Кочетков проявил по отношению ко мне хулиганские действия, кричал на меня и размахивал кулаками, – говорится в письме председателя. – Затем они опечатали мой кабинет».

После столь неожиданного визита главы Самарин почувствовал себя плохо и вызвал «скорую». Позже он узнал, что в этот день по решению инициативной группы был созван поселковый Совет (хотя очередное заседание совета было назначено на 16 июля), на который не пригласили ни председателя Совета, ни главу поселения, да и некоторых депутатов тоже. Зато кроме «инициативных» депутатов там присутствовали глава района Николай Кочетков, работники районной администрации, куратор района Юрий Рожков, районный помощник губернатора Михаил Степанов и даже депутат Законодательного собрания Александр Баландин.

– Глава района нам пояснил, что в отношениях между администрацией района и поселковой властью нет понимания, а инициативная группа стала убеждать в том, что председатель Совета был избран неправильно, и надо бы это дело переголосовать,- рассказывает один из присутствовавших депутатов.

Характерно, что заседание совета проходило не в его обычном зале, а в здании районной администрации. Если учесть, что из десяти присутствовавших семеро – бюджетники, напрямую зависимые от главы района, то исход под бдительным оком чиновников был предопределен.

– Никуда не деться, мы все зависимы от главы района. Работу никто потерять не хочет, – признался один из участников голосования.

Депутаты, решившиеся высказаться инкогнито, считают, что последующие события и внезапное возникновение инициативной группы связаны с тем, что районный глава недоволен слишком самостоятельным поведением поселкового Совета. Недавно, к примеру, Совет отказал частной компании, строящей кирпичный завод, в просьбе передать ей в аренду с последующим выкупом поселковую трансформаторную подстанцию (один из учредителей этой компании – брат главы района).

Самарин говорит, что собирался обсудить проблемы взаимоотношений с районной властью 16 июля, о чем заблаговременно известил депутатов, но глава района опередил его.

Кочетков, утверждает, что «все не так, как преподносит председатель».

– Мы в дела поселения не вмешиваемся, – сказал он корреспонденту. – Зато мы выявили у них много нарушений законодательства, затребовали документацию. Они нам отказали, и мы направили заявление в прокуратуру.

Глава показал полную осведомленность в делах «инициативной группы», утверждая, что осенью прошлого года Самарин был избран с нарушением регламента, поэтому, мол, просто был восстановлен прежний председатель.

В областном правительстве Кочеткову верят, однако часть сельских депутатов продолжает считать, что от слишком самостоятельного председателя просто хотят избавиться.

– Если бы было нарушение процедуры, прокуратура, проверяющая каждый наш документ, давно бы указала на это, – говорит Шалаева. – К тому же, всем известно, что прежний председатель ушел по собственному желанию.

– Самарин был избран всеми законно, один только я был тогда против, – удивляется депутат Совета, учитель Анатолий Немов, известный своей принципиальностью, который, кстати, не был приглашен на революционное заседание. – Никогда никаких претензий к председателю не было, и вдруг такое. Тут что-то не так.

Областной парламентарий Александр Кругликов намерен завтра поставить вопрос о вешкаймском инциденте на рабочем заседании Законодательного собрания.

– Можно по-разному относиться к председателю, но там совершенно очевидное нарушение закона, – говорит он. – И если глава района врывается в кабинет и начинает копаться в бумагах Совета, дальше уже плыть некуда.

131 закон отнял часть привычных полномочий у глав районов, что им, вероятно, не очень нравится. Но, к сожалению, на селе многие привыкли к тому, что глава района – царь и бог, привыкли его слушать и слушаться.

– И если так действуют депутаты, то это значит, что и они не на своем месте, – говорит Кругликов. – Опираться можно только на то, что сопротивляется, в противном случае этот и другие районы утонут в болоте.

Чем кончится «вешкаймский инцидент», пока не известно – многое зависит от позиции областных парламентариев. Но то, что там произошло, лишь лакмусовая бумажка, сообщающая нам, что неблагополучно везде: и в районах области, и в районах города – просто в других местах чаще всего депутаты или чиновники смиряются со своей декорационной участью. И когда какой-нибудь областной министр начинает предъявлять требования главе города или городского района, те берут «под козырек», даже если требования незаконны, потому что завтра надо будет на что-то просить у области денег, а послезавтра захочется вырасти в служебной карьере. Властная вертикаль, построенная еще при КПСС (тогда по принципу партийности, ныне по принципу личной выгоды) насквозь пронзает закон о местном самоуправлении, словно его и нет. А болото – оно остается.