Случайное это совпадение или нет, но выставка Петровых в галерее Ульяновского союза художников открылась именно в Петров день, 12 июля.

Четверых живописцев объединяют не только фамилия и семейные узы. Они крепко связаны между собой еще и любовью, и преданностью к искусству.

Десятка два лет назад словосочетание «семейная династия художников» было ругательным. Одобрение партийной номенклатуры и внимание СМИ могла вызвать лишь династия из представителей рабочих профессий. К счастью, времена меняются, и вернулось уважение общества к преемственности таланта и мастерства в творческих семьях.

Петров под №1 – это 65-летний Валерий Семенович. Выпускник Саратовского художественного училища, а затем Московского государственного института имени Сурикова, член Союза художников России, он – участник многочисленных областных, региональных, всесоюзных и всероссийских выставок.

Главная гордость главы семей-ства-его дети. «Птенцы гнезда Петрова» – это дочь Марина, сын Дмитрий с женой Эльмирой. С самого рождения Марина и Дмитрий росли в атмосфере художественного творчества. Отец брал их с собой на этюды, покупал кисти и краски. Итог закономерен. Марина закончила Ульяновский госуниверситет и получила диплом художника-дизайнера интерьеров. Дмитрий в Су-риковском институте встретил родственную душу- Эльмиру. Оба благополучно закончили этот вуз, не раз были стипендиатами Министерства культуры России, удостоены серебряных медалей Российской Академии художеств, участвовали в многочисленных выставках и пле-нэрах у нас в стране и за рубежом.

Семейный вернисаж в Ульяновске у Петровых второй по счету. По отзывам специалистов, он отражает рост творчества всех членов одаренного талантами семейства.

Волнующая всех их тема – Россия, ее судьба, люди, природа. Свои мысли, образы и чувства художники воплощают в традициях русского искусства. Реализм – их школа и глубочайшее убеждение. Они считают, что живопись должна возбуждать в зрителе чувства добрые, говорить о том, что человек жив верой, надеждой, любовью. Это – в отличие от вошедшего сейчас в моду актуального искусства, в котором главное – эпатаж, игра на низменных чувствах, низвержение общечеловеческих и христианских ценностей.

Валерия Семеновича и его дочь

Марину влечет красота окружающего мира. Их пейзажи и натюрморты наполнены трепетным чувством, восхищением перед дивным Божественным творением.

Дмитрий и Эльмира, ученики по творческим академическим дачам известных мастеров живописи и академиков Российской академии художеств Алексея и Сергея Ткачевых, отдают предпочтение сложной, почти забытой сейчас жанровой картине. В этом плане впечатляют работы Дмитрия, посвященные православию: сумрак и световые пятна в храме, сияние свечей перед святыми ликами, обряды таинств, священнослужители… В «Крещении» художник изобразил счастливый и волнующий момент приобщения крошечного человека к Божественной сути бытия. Работа навеяна впечатлениями от недавнего крещения Андрея, младшего сына Дмитрия и Эльмиры. Запечатлено все взволнованное происходящим семейство…

Эльмира психологически тонко исследует мир людей деревни. «Прощальная. Лето 1941-го» – картина волнует простотой и внутренним трагизмом. По сельской улице, за край холста, уходят на фронт мужики и парни. Из стайки прово-

жающих вперед вырвалась беременная молодая женщина. Дождется ли мужа со страшной войны?.. А неподалеку, как завершение этой темы, – «Светлый вечер». Старая крестьянка сидит на крылечке своего дома. Несмотря на пережитые невзгоды, драмы, лишения, ее взгляд добр и кроток, как и окружающая женщину умиротворенная природа…

Кстати, за «Прощальную…» Эльмира была награждена серебряной медалью Академии художеств. Такую же награду получил и Дмитрий. Интересно, что его работа «Возвращение» тоже – на тему Великой Отечественной войны и имеет внутреннюю связь с «Прощальной…»: в покинутую после прихода фашистов избу в разоренной войной деревне осторожно входят с иконой бабушка с внуком. Обе исполненные глубокого содержания картины экспонировались в Центральном Доме художников в Москве на Всероссийской выставке, посвященной 60-летию Победы.

– Нам от Бога дан талант, – говорят художники Петровы. – Грехом было бы зарыть его в землю. Мы должны приумножить то, что нам даровано…