82-летняя Анна Горшкова из села Белый Ключ Вешкаймского района время от времени пересказывает детям дивную историю о том, как сидела за одной партой с женой Ленина – Надеждой Крупской.
– Я тогда училась или во втором, или в третьем классе, – вспоминает Анна Васильевна. – Маленькая была, поэтому сидела всегда за первой партой. Вот ко мне и подсадили Надежду Константиновну.
Женщина с трудом вспоминает события далеких тридцатых годов.
– Я не помню, зимой это было или летом, – смеется она. – Она, наверное, с проверкой к нам приезжала. Как сейчас – дают же учителя открытые уроки.
По словам Анны Васильевны, она Надежду Константиновну узнала сразу.
– А как же! У нас вся школа фотокарточками их семьи была увешана. Зашла в класс, села рядом со мной и весь урок молча просидела.
Школа
Старому зданию Белоключевской школы, наверное, двести лет.
– Мой дед еще был жив, – подсчитывает Анна Васильевна, – он говорил, что школе больше ста лет. А его сколь уже нету!
В четырех классах училось, по словам Горшковой, порядка пятидесяти детей.
– Три ряда парт стояло, по четыре в каждом. А парты-то были большие! По три человека за ними сидели. И всегда школа была полна. Ученики ходили в форме и лаптях. Мне платье с фартуком мама шила. Она мастерица была! Ее бывало учителя зазывали: «Поступайте в вечернюю школу доучиваться», а мама отнекивалась: «Нет, не способная я к учебе. Давайте я лучше вам рубашку сошью».
К семидесятым годам население Белого Ключа выросло так сильно, что детям стало не хватать места в старенькой школе. И тогда рядом построили новую. Большую, со светлыми классами, со спортзалом. Со своей котельной. До ста шестидесяти учеников в ней вмещалось!
Да только недолго.
Просуществовала новая школа лет двадцать. А потом село начало хиреть на глазах. Топить огромное здание стало накладно, и убавившееся детское население снова перевели в старую, но надежную школу.
Техничка
– Еще какая надежная, – утверждает Анна Горшкова. – Я ведь, после, когда отучилась, в школе техничкой работала. Мне, конечно, и новая нравилась. Я там порядок такой навела! Цветы повсюду насажала. Меня все учителя уважали. А когда опять в старую школу перешли, там придумали печку ремонтировать. Я не дала. Говорю: «Одну, вон, отремонтировали! Она и развалилась. А эта – стоит себе 200 лет, и пусть стоит».
Эта старая школа до сих пор работает. Детей в ней учится очень мало. После начальной школы мальчишек и девчонок возят в Ховрино. Печка та не отремонтированная, работает до сих пор. А вот окошки недавно градом побило. Новые стекла помогли вставить сами сельчане.
Сомнения
Редакции «НГ» не удалось ни подтвердить, ни опровергнуть информацию о визите Крупской в село Белый ключ.
Достоверно лишь известно, что в 1933-1934 годах, о которых рассказывает Анна Горшкова, Надежда Крупская руководила народным образованием РСФСР. В свои 64 года Надежда Константиновне была человеком очень активным. Рабочий день начинала в 6 утра. К приходу секретаря успевала написать статью в газету «Правда». За 1934 год написала 90 статей, 90 раз выступала перед публикой, провела 128 заседаний, прочитала 2525 писем и ответила на них. Жила в Москве. Умерла в возрасте 70 лет в 1939 году. Сведений о ее визитах в середине тридцатых годов в Ульяновскую область редакция «НГ» не нашла.