Всего раскольников и сектантов в Симбирской губернии на 1897 год было приблизительно 34500 душ обоего пола, в том числе раскольников 33887 душ обоего пола (2). Старообрядцы в данной губернии делились на поповцев (австрийского согласия, а также поповцев окружников и противоокружников), беспоповцев (федосеевского, спасова, поморского и других согласий), а также представители старообрядческих сект (молокане и хлысты). В Симбирском уезде на 1897 год насчитывалось раскольников 3217 душ обоего пола (мужского 1579 и женского 1738)(3). Они распределялись по 8 городским (Симбирским) и 27 сельским приходам. По убеждениям, громадное количество раскольников Симбирского уезда держались безпоповского толка спасова согласия, была и небольшая часть федосеевцев и поморцев; существовали последователи австрийского священства и беглопоповства. Центральными сёлами, откуда старообрядчество поддерживалось и распространялось, следует считать сёла:
– Панская слобода (Ульяновский район Ульяновской области, село находится на берегу реки Волга),
– Подгородную Каменку(Ульяновская область. Ульяновский район),
– Арскую слободу (административно поселение находится в черте Засвияжского района города Ульяновска на реке Сельдь),
– Абрамовку (Майнский район Ульяновской области) и
– приходскую деревню Коморовку (эта деревня расположена к северу от вышеупомянутой Абрамовки) Кадыковского прихода (Кадыковка расположена к востоку от вышеупомянутой Комаровки).
По степени упорства и закоренелости выделялись раскольники следующих приходов: Ишеевского (Ульяновский район Ульяновской области), Кремёнского (село Кремёнки в 1978 году вошло в черту города Новоульяновска Ульяновского района Ульяновской области), Абрамовского и Тетюшского (Ульяновский район Ульяновской области (село расположено на реке Сельдь)). В Алатырском уезде численность раскольников превосходило на 1897 г. Симбирский уезд, при меньшем числе приходов (26), по коим они расселены. Здесь их числилось 3703 душ мужского пола и 4176 душ женского пола, итого 7879. В данном уезде преобладающими были беспоповцы федосеевского и по- морского толков, поповны окружники и противоокружники и существовали представители старообрядческих сект. Центром поповцев окружников служило село Ждамирово (северо-западная оконечность Ульяновской области, Сурский район). Богослужения совершались в молельнях-храмах, устроенных в помещении крестьянина села Ждамирова и в заднем пристрое дома крестьянина села Иваньково (республика Чувашия (на границе с Ульяновской областью, на реке Сура)). Центром поповцев противоокружников служило село Астрадамовка (Улья- новская область, Сурский район). В этом селе находилась старообрядческая еди- новерческая церковь. Здесь также проживал священник, находящийся в подчине- нии ведении Московского старообрядческого епископа Иова. По-видимому, постоянного храма у поповцев этого согласия не имелось. Священник возил с собой походную церковь, устраивая всякий раз в том или другом доме в Астрадамовке и других местах престол, жертвенник, иконостас. Центром безпоповщинского федосеевского толка служило село Кладбищи (на сегодня село находится в Чувашской республике, к северу от города Алатыря теперь оно переименовано в Междуречье), где имелась их моленная. Центром попово-поморского толка служило село Явлей (ныне поселение расположено к северу от города Алатыря в Чувашии), в котором издавна сущест- вовала их моленная (1, стр. 140). Центром последователей спасова согласия, приемлющих крещение и браки от Православной церкви (глухая нетовщина) являлось село Бахтаевка (Ульянов- ская область, Сурский район, на реке Сура). Центром спасова согласия самокрещенцев служило село Сыреси (данное поселение расположено на границе Ульяновской области и Мордовской респуб- лики, к северо-западу от села Сурское). Наставниками последователей этого толка являлись раскольники – единоверцы самокрещенцев Нижегородской губернии сёл Языкове и Оброшного. Независимо от вышеперечисленных раскольнических толков, в Алатырском уезде существовали и секты рационалистические. Главным центром таковых сект служило село Кабаево (село расположено в Мордовской республике на границе с Ульяновской областью к западу от села Сурское) в котором существовало издав- на молоканство. Наконец, из последователей тайных имелись в Алатырском уезде хлысты, главным центром которых служили сёла: Кувакино (Чувашская республика, к северу от города Алатыря) и Мишуково (Чувашская республика, к северо-западу от города Алатыря на реке Меня). Хлысты внешне принадлежат к Православной церкви и стараются усерднее православных исполнять её таинства и обряды. Ардатовский уезд раскольниками был не многочисленен, их всего в нём 700 душ обоего пола (317мужского и 383 женского). Приходов с раскольничьим на- селением здесь 10. По смежности Ардатовского уезда с Алатырским в нём, хотя и в малом числе, имелись последователи почти всех тех раскольнических толков, что и в последнем уезде; в особенности же здесь преобладали спасовцы, центром которых служило село Торгово Талызино (поселение расположено в Мордовской республике, к северо-западу от города Ардатова, на реке Полна). Карсунский уезд представлялся центром а) беглопоповщины; б) спасова согласия (не приемлющие водного крещения), но вообще нужно сказать, что в этом уезде были беспоповские и поповщинские согласия всех указанных по Алатырскому уезду наименований. Общее число раскольников в уезде 5956, в каковом числе 2703 мужчин и 3253 женщин, а общее число приходов с раскольническим населением 34. Центром беглопоповщины служило село Румянцеве (поселение расположено в Старокулаткинском районе Ульяновской области, у реки Барыш). Вожаком этого согласия считался местный крестьянин, в доме которого находилась моленная. Он имел деятельные сношения с раскольниками городов Саратовской губер- нии Хвалынск и Кузнецк (ныне город относится к Пензенской области) которые и снабжали его деньгами для поддержания и развития беглопоповщины. С Румянцевскими беглопоповцами в тесной связи находились и беглопопо- цы других близлежащих сёл, например Жадовки, Воецкого (село расположено в Старокулаткинском районе Ульяновской области), Павловка (село расположено к западу от Жадовки), Румянцевский фабричный посёлок, Хонанеево (Ульяновская область, Барышский район Н.Хонанеевка) и деревни Филатовки (Павловского прихода) (Филатовка расположено в Старокулаткинском районе Ульяновской области). Главным центром последователей спасова согласия, не приемлющих водно- го крещения служила деревня Попова мельница (деревня расположена в Ульяновской области к северу от города Барыш) Хомутерского прихода (там был скит, заправительница на то время Любовь Тимофеевна Капитонова), последователи в сёлах: Таволжанке (Ульяновская область, Карсунский район). Мордовской Кондорати (Ульяновская область, Вешкаймский район), Мордовский Белый ключ, деревне Коченеевке Куроедово-Архангельского прихода (неподалёку от Мордовского Белого Ключа), в деревне Чиркове (Ульяновская область Базарно- Сызганский район, на реке Сюксюм), Неклюдовского прихода (ныне село Берёзовка Ульяновской области, Вещкаймского района на реке Барыш), Соплёвке (село переименовано в Красный Бор в Вешкаймском районе Ульяновской области), Каргино (Ульяновская область, Вешкаймский район, на реке Туарма), деревне Мухино (неподалёку от предыдущего поселения) Нижнетурмского прихода, Красной Сосне (Ульяновская область, Базарно-Сызганский район, на реке Сюк- сюм), сельце Дурасовке (ныне деревня Барышская Дурасовка Барышского района Ульяновской области, на реке Барыш), деревне Гурьевке Троицесергеевского прихода (деревня вошла в черту города Барыш), в Базарном и Ясашном Сызгане Карсунского уезда. Всех последователей описанного толка 1500 душ на 1897г.. В Сенгилеевском уезде населённых раскольниками приходов насчитывалось до 31, а раскольников 1722 мужского пола и 2272 женского пола, итого 3994 души. Старообрядцы здесь принадлежали к числу сторонников австрийского согласия. У «австрийцев» (1, стр. 141) в Тереньге (Ульяновская область, Тереньгульский район) существовала церковь; иереем при ней состоял местный крестьянин, совершающий «требы» и в соседних сёлах Тумкине и Назайкине (оба села находятся в Ульяновской области, в Тереньгульском районе). Сызранского уезда раскольники, числом 5564 мужского пола и 6270 женского пола, расселены по 59 приходам и разделялись на последователей беглопоповцев австрийского согласия, поморского согласия и спасова согласия. Из по- следователей рационалистических сект отмечаются здесь на 1897 г. молокане из магических сект — хлысты. У беспоповцев наставником поморского согласия был проживающий в городе Сызрани так называемый «дедушка Александр», имевший влияние на своих единоверцев в окрестности. В то время в Сызрани поселился крестьянин Монастырского Сунгура Бандурев, бывший настоятель поморцев в городе Зуеве, Вла- димирской губернии, и отставленный от настоятельства там в следствии подозрения, что он крещен самокрестом. До переезда в Сызрань, он отправлял богослужения в сёлах Коптеевке (Ульяновская область, Новоспасский район) и Монастырском Сунгуре (Ульяновская область, Новоспасский район). В Буинском уезде раскольники (сторонники беспоповских согласий) имелись лишь в 4-х приходах: Енбулатовском (Татария, к западу от города Буинска на реке Карма), Матакском (Татария, к западу от Буинска на реке Бездна), Шамкинском (село расположено в Татарии на границе с Ульяновской областью, к западу от села Татарская Бездна), Помаевском (Ульяновская область Астрада- мовский район). Всего 142 человека обоего пола (66 мужского и 76 женского). Упорнее других были раскольники деревни Козловки (Ульяновская область, Астрадамовский район южнее села Помаево) Помаевского прихода. Наконец, в уезде Курмышском – раскольники находятся только в 3-х при- ходах – сёл Бортхурманах (Никольское ?), Спасском (Мордовия, на реке Пьяню) и Алгашах (Чувашия, село Большие Алгаши у реки Сура) и при том в самом ма- лом количестве 38 душ мужского пола и 27 женского, итого 65. Итак, раскольники в Симбирской губернии в конце XIX в. были расселены преимущественно в уездах: Симбирском, Алатырском, Карсунском, Сызранском. Сенгилеевском уезде старообрядцы чаще встречались в центральной части, а в Курмышском, Ардатовском и Буинском уездах губернии старообрядцев было довольно мало.
Литература:
Введенский С. Исторический очерк раскола, старообрядчества и сектантст- ва в Симбирской губернии. 1907, стр. 140-143 Симбирские епархиальные ведомости, 1897 ГАУО, ф. 134, оп.7, ед.хр.699