В Ульяновске саботируется реформа ЖКХ?
Реформа жилищно-коммунального хозяйства остается темой, которая волнует всех без исключения. И немудрено: практически у каждого есть дом или квартира и семья, члены которой хотят тепла, света и комфорта для себя и своих близких. В то же самое время именно на этой сфере сильнее всего сказываются издержки рыночной экономики – ЖКХ остается одной из самых проблемных сфер государственного устройства. Есть для этого объективные предпосылки: уровень доходов населения по-прежнему не позволяет оплачивать коммунальные услуги в размере 100 процентов. А есть и субъективные. О них и пойдет речь.
Диспозиция
Напомним, что по действующему законодательству гражданам предоставляется выбор: либо доверить ведение домового хозяйства управляющей компании, либо сформировать товарищество собственников жилья (ТСЖ). Функции на эти структуры возложены одинаковые, но отличия между ними все же имеются. Первые являются бизнес-структурами, главное для которых – извлечение прибыли. Вторые же действуют через выборное правление, оставаясь при этом некоммерческими организациями. По мнению аналитиков, именно ТСЖ являются наиболее эффективным, демократичным и прозрачным методом управления жилым фондом. Фактически при подобной схеме полностью исчезают посредники между коммунальными службами и жильцами. С управляющими же компаниями ситуация несколько иная: здесь во главу угла поставлена прибыль.
Можно много спорить об эффективности того или иного подхода, но факт остается фактом: предприятия эти различны по характеру, и только гражданин вправе решать, какая форма ему подходит больше. При этом Конституция гарантирует всем равные права и возможности.
Однако законы подчас бывают хороши только на бумаге. Основные трудности начинаются тогда, когда приходит время их исполнять.
Оригинальный бизнес: купи за два рубля, продай за рубль
Нешуточное противостояние длится уже несколько месяцев между теплоэнергетиками и рядом ульяновских ТСЖ и ЖСК. Длительными спорами и ссорами дело не ограничилось: в ход пошло излюбленное оружие коммунальщиков – отключение горячего водоснабжения. Состоялись два судебных процесса, один из которых закончился решением в пользу коммунальщиков. На втором же служители Фемиды усомнились в справедливости более раннего итога. В чем же суть? Вначале, как обычно, ничто не предвещало беды: предприятия поставляли горячую воду, а председатели ТСЖ и ЖСК собирали с жильцов деньги и расплачивались за услуги теплоэнергетиков. Когда же настало время подведения итогов отопительного сезона 2006 – 2007 годов, то выяснилось, что Товарищества должны кругленькую сумму – 80 процентов сверх уже оплаченного по утвержденным тарифам. Собака оказалась зарыта в расчетах, по которым осуществляется горячее водоснабжение. Товарищества и кооперативы, по мнению тепловиков, должны платить столько же, сколько промышленные производства. Коммунальщики почему-то посчитали, что эти институты являются не представителями жильцов, а коммерческими структурами, покупающими энергоресурсы с целью перепродажи. Более того, теплоэнергетики настаивают, чтобы этот «факт» был закреплен во всех договорах со своим участием.
То есть исполнительные органы ТСЖ и ЖСК должны, с одной стороны, взимать с населения по установленному тарифу -допустим, 100 рублей. А «делателям» услуги в то же самое время должны отдать 180. Где председатели должны взять недостающие 80 процентов, не поясняется. Вероятно, кто-то считает, что организовать своевременную оплату ЖКХ (одна из основных задач ТСЖ и ЖСК) – это высокодоходный бизнес.
Необъявленная война
Естественно, мириться с такими требованиями было невозможно – последовали многочисленные дискуссии, которые, к сожалению, не привели к консенсусу. Тепловики отказывались пересматривать свои требования, аргументируя это тем, что таковы требования их поставщиков. Ну а Товариществам и кооперативам просто-негде взять такие деньги. Дело дошло до Ульяновского арбитражного суда, который удовлетворил иск представителей ЖКХ и постановил взыскать задолженность с ТСЖ. На это решение была подана жалоба в Федеральный арбитражный суд Поволжского региона, расположенный в Казани. На заседании в столице Татарстана выяснились интересные факты. «Методика определения количества тепловой энергии», по которой теплоэнергетики насчитали те самые злополучные 80 процентов, не является нормативным правовым актом, госрегистрацию в Минюсте не проходила, опубликована не была. Более того, коммунальные службы получили из госбюджета дотации на погашение разницы между тарифами и фактической стоимостью тепловой
энергии, а тепловики фактически требовали оплатить одну и ту же услугу дважды. Исходя из этого, решение суда первой инстанции было отменено.
Тот, кто думает, что на этом все закончилось, сильно ошибается: тепловики пошли на ТСЖ войной. В «неугодных» домах отключили горячую воду, а на подъездах появились объявления, в которых вся вина за отключение возлагалась на правление Товариществ и ЖСК. Немудрено, что жильцы оказались в полном смятении от подобной атаки.
полжны.
Назревшие вопросы
Добавляет огня в эту А взрывоопасную ситуацию тот факт, что власти компенсируют высокие тарифы на тепло и горячую воду для жильцов домов, находящихся в ведении управляющих компаний. То же самое касается и муниципального жилого фонда. В этом году на подобное возмещение город получил 234 миллиона рублей. Из этой суммы ТСЖ и ЖСК не получили ни одной копейки. Получается, что одним все, а другим ничего.
Со своей бедой предста-. вители жильцов обращались во все возможные в Ульяновске инстанции: мэрию, Гордуму, правительство области. Везде обещают разобраться… Но воз и ныне там.
В связи с этим возникают три вопроса. Первый: почему люди, исправно оплачивающие потребляемые услуги в соответствии с установленными тарифами, остались без горячего водоснабжения?
Второй: почему получается так, что в Ульяновске люди оказываются разделенными на первый и второй «сорт», причем по четко определенному признаку – принадлежности к ТСЖ или ЖСК?
Третий: чем занимается наша власть, которая именно в таких случаях должна регулировать, разъяснять, примирять, выступать в роли арбитра?
Возможные ответы
Официальных ответов пока нет, и поэтому можно высказать только некоторые предположения.
Первое: о правомочности таких действий служб ЖКХ может высказаться только суд. Однако, судя по всему, политика скрытого шантажа и стравливания правления ТСЖ и ЖСК с жильцами кажется коммунальщикам более уместной и эффективной. Вместо спокойного разбирательства и стремления решить разногласия мирным путем, представители жильцов встречают агрессию и недоброжелательность. Наверное, они уже действуют по принципу «На войне как на войне». Только вот с кем бой? Ведь муниципальные службы называются службами именно потому, что призваны служить народу. «Скандальность» теплоэнергетиков на фоне нормального сосуществования с другими коммунальными службами наводит на невеселые размышления о неэффективном менеджменте и отсутствии государственного мышления у руководства.
Второе: предположения о том, что власти лоббируют интересы управляющих компаний, звучат уже давно. И ведь на самом деле: когда предприятие нацелено на прибыль, с ним гораздо проще договариваться по самым разным вопросам. Более того, цель «управленцев» – заполучить в свое пользование как можно больше домов. Поэтому не исключено, что подобным образом заинтересованные круги просто вытесняют с «арены» своих конкурентов.
Третье предположение перекликается со вторым: либо власти бессильны, возможно, они действуют подобным образом осознанно, отстаивая чьи-то интересы.
Ну а председатели ТСЖ и ЖСК тем временем отчаялись и написали письма министру регионального развития и вице-премьеру по вопросам «коммуналки» Яковлеву, полпреду президента Коновалову и лично Владимиру Путину.
– Если и там не ответят, – говорят председатели ТСЖ и ЖСК, – то создается впечатление, что Жилищный кодекс существует только на бумаге.