Запись исследователя: «Оползень 29-30 мая 1915 г. оказался едва ли не самым опустошительным из всех оползней, имевших место в Симбирске за последние десятилетия, тем более, что он захватил как раз наиболее густонаселенный район Подгорья. Значительно пострадали обе железнодорожные линии…».
Подобные сообщения можно встретить в СМИ всех поволжских городов. Вы не задумывались почему города на Волге похожи, как братья: правый берег – высокий, гористый, а левый – низменный и ровный, как тарелка? А все просто: перед нами разрушительная и созидательная работа матушки-Волги. В мире действует объективный закон Бэра: всякая река в северном полушарии, текущая по меридиану, подмывает свой правый берег. И объяснение простое: силы вращения земли отбрасывают водный поток под правый берег и вызывают его подмыв. Мы говорим «подмывает», а на самом деле Волга свой правый берег безжалостно уничтожает и за счет этого долина могучей реки смещается к западу. А за собой река оставляет комплекс своих знаменитых террас, примером которых может служить ульяновское Заволжье. Это и есть созидательная работа Волги.
Кошмарные цифры: разрушение правого берега длится уже несколько миллионов лет, за это время на широте Ульяновска долина Волги сместилась с востока на запад более, чем на 100 км! Разрушено сотни километров высокого плато с богатейшими ландшафтами – лесами, болотами, озерами. Волжский правый склон – это «фронт». Разрушительный натиск Волги на запад продолжается, ибо силы, его вызывающие, вечны. Притормозить сей процесс можно, остановить – нет.
Склон – «фронтовая» полоса: с запада – коренной берег, пытающийся всеми силами уцелеть, с востока – безжалостный «агрессор». Протяженность «Фронта» – тысячи километров. «Фронтовая» полоса – ничейная земля – живет по своим законам: здесь все зыбко, временно, неустойчиво. Особенность фронта в Симбирской губернии состоит в том, что он проходит в горных породах, самых коварных и предательских, самых способных к образованию оползней: темно-серые и черные глины, жирные на ощупь, с прослоями песка, по которым сочится подземная вода. Что еще нужно для образования оползней?
Человек на этом «фронте» – мощный союзник «агрессора». Строительство зданий и дорог, сооружение плотин и водохранилищ – все это на руку «агрессору». Поэтому во «фронтовой» полосе, к примеру, Ульяновска нужно вывести железную и автомобильную дороги на мосты, в речной порт. На маленьком участке к востоку от площади Ленина сконцентрировались все «прелести» «фронтовой полосы: крупнейшие оползни 1902, 1915, 1955 гг., бровка склона, нагруженная старинными зданиями, выстроившимися вдоль Венца, как на последнем параде. Устойчивость верхней части склона – на лезвии бритвы. Достаточно лишь небольшого толчка. В мае 1915г. таковым был мощный ливень…
Не дай Бог, что случится, под ударом окажется старая часть города – его гордость и краса.
А с другой стороны строим горнолыжную трассу с десятками других объектов – ради каких-то дивидендов какого ООО. Разве можно сопоставлять?
Хотелось бы, чтобы наши потомки не мучились, сочиняя фразы вроде этой: «Оползневая катастрофа N-го года в Ульяновске, повлекашая неисчислимые потери старой части города, вызвана, увы, все тем же бездумным вмешательством человека в природные процессы. Сегодня руководству области и города нужно все хорошенько взвесить и главное – не промахнуться с решением.