Татьяна Михайловна Тарасова, главный архитектор Ульяновской области.
Расскажите о Вашем областном центре с градостроительной точки зрения.
– Ульяновск, хотя и расположен на двух берегах Волги, достаточно компактен. Основные градообразующие факторы – авиастроение (громадный завод «Авиастар» в Заволжском районе) и автомобилестроение (завод УАЗ и многие сопутствующие предприятия в Засвияжье), оборонные предприятия, лёгкая и пищевая промышленность – и все работает!
В городе, разделённом мощной рекой, можно ожидать наличия достаточно острых транспортных проблем.
– Они есть, конечно. Но сейчас строится новый, второй мост через Волгу на средства федерального бюджета – предполагаем закончить его строительство в 2009 г. Он разгрузит единственный существующий мост, который сейчас, естественно, перегружен транспортом.
Что у Вас происходит с градостроительной документацией?
– Предыдущий генплан был разработан в 1983 г. Ленгипрогором. Новый заказан его преемнику, РосНИПИ Урбанистики. Сейчас работа уже завершается.
Предполагалось развивать город в западном направлении, но в связи с тем, что Ульяновск определен в качестве основной в стране базы развития гражданской авиации, рассматриваются и другие направления развития города – за Волгой, на север, а также уплотнение существующих районов.
В 2004 г. ульяновская проектная организация «Симбирскпроект», выиграв конкурс, выполнила Правила землепользования и застройки г.Ульяновска. И хотя эти правила разрабатывались ещё с учетом старого генплана, они работают. Сейчас мы по мере необходимости их корректируем, учитывая обозначенную в Правилах возможность включения в них не предусмотренных функций или объектов после рассмотрения каждого такого случая на публичных слушаниях и положительного заключения по их результатам. А процедура слушаний нами уже вполне отработана.
Ульяновск – город с достаточно сложной историей.
– У города есть отчетливое историческое ядро в центральной части. Центральная улица Гончарова служит осью, к которой прилегают исторические кварталы. Наиболее ценные участки старой среды вошли в Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Родина В.И.Ленина». Наша общественность активно борется за сохранение зданий-памятников истории и архитектуры .
Это организации или отдельные люди?
– Скорее, люди – историки, краеведы.
Не потому ли в Вашем городе такой интерес к истории, что наследие Ульяновска сильно пострадало в советские годы, и теперь просто необходимо сохранять все, что только возможно?
– Да, в городе были разрушены почти все церкви. Сейчас идет речь о восстановлении и передаче епархии одной из немногих оставшихся – Германовской церкви, решается вопрос о перемещении находящегося в ней городского архива в другое здание.
А параллельно довольно быстрыми темпами у нас идет застройка центра со сносом старого ветхого жилья.
Как Вы определяете это ветхое жилье? Ведь тут есть опасность – очень часто исторически ценная, т.н. средовая застройка, особенно деревянная, объявляется ветхой и сносится. С одной стороны, хочется сохранить наследие, с другой – трудно противостоять инвестиционному давлению на центр города…
– В городе работает научный совет при областном Управлении культуры, на котором рассматриваются все подобные вопросы реконструкции, реставрации, сноса зданий.
Создана и Общественная палата при Правительстве Ульяновской области, где тоже рассматриваются наиболее значимые вопросы строительства или те случаи, которые особенно волнуют общественность.
И что же в результате в центре строится?
– В основном, многоэтажные жилые дома по индивидуальным проектам, торгово-административные, общественные здания. На периферийных площадках, в спальных районах строим в основном панельное жильё. Сохранился очень мощный комбинат КПД-2, за Волгой. Сейчас институт «Ульяновскгражданпроект» вошел в его состав. Есть и несколько других крупных строительных организаций, которые заключают договора с дольщиками и строят жилье.
В целом в 2006 г. мы построили в Ульяновске жилых домов общей площадью 211 тыс. м2, а по области вышли на 330 тыс. м2 – это 0,25 м2 на человека. Для сравнения, в Московской области в 2006 г. построено 6 млн. м2 – там на человека приходится около 1 м2. У нас же примерно сороковой показатель среди субъектов РФ.
Жильё – очень важная тема для нашей области. Губернатор поставил задачу в 2007-2009 гг. ввести в Ульяновске в строй 1 млн. м2 – это означает полуторный рост. Для нас это очень напряженный план, но мы знаем, за счёт каких резервов это можно сделать.
Московские инвесторы в настоящее время прорабатывают возможности застройки жилых микрорайонов со всей необходимой инфраструктурой за Волгой. Там есть территориальные ресурсы.
Есть территория, куда приглашаем Внешторгбанк для строительства жилого района «Город в городе», со всей социальной инфраструктурой (школы, детсады). Другой потенциальный участок – микрорайон «Запад», ориентировочно на 700 тысяч м2 общей площади жилья.
Кроме того, начинаем активно формировать земельные участки под индивидуальную застройку. В 2006 г. сформировали за Волгой четыре земельных участка общей площадью 150 га. Они уже выставлены на торги.
Рассматриваем в качестве ресурса и кварталы с построенными в послевоенное время двухэтажками с каркасно-насыпными стенами со значительным износом.
Стоит жильё у нас в среднем от 25 тыс. руб./м2 на периферии (панели) до 40 тыс. в центре (кирпич). Всё раскупается, в основном местными жителями. Построенных непроданных квартир, как в других городах, нет.
Ситуация со строительством жилья в какой-то мере отражает экономическое развитие в целом: область сейчас перешла с 88-го места по общеэкономическим показателям на 44-е в РФ.
Но город всё равно убывающий. Несмотря на активную демографическую политику, проводимую в области, принятие нескольких социальных программ и другие мероприятия, и в результате – известное улучшение ситуации, прирост населения пока еще минусовый (убывание – 4 чел. на тысячу жителей в год).
Как развивается архитектурный облик городов области?
– Это очень интересная для нас тема.
В Димитровграде (11 лет я работала там главным архитектором) у нас сложилась такая система работы: еженедельные совещания под руководством мэра города с привлечением архитекторов, руководителей коммунальных предприятий и подразделений администрации города. Был составлен план по архитектурному облику города, расписаны разделы: памятники и скульптура, парки, фонтаны, пляжи, озеленение. За каждым разделом был закреплён конкретный чиновник или руководитель коммунального предприятия, который еженедельно отчитывался о своей работе.
Так как особых средств не было, то помогали и спонсоры, и предприниматели. Конечно, часть работ выполнялась на муниципальные средства силами муниципальных предприятий: так, ООО «Электросети» выполняло освещение, ООО «Водоканал» – фонтаны на прудах, и т.д.
Так было благоустроено очень много городских территорий. С каждым памятником – обязательно прилегающий участок. Плюс еще отдельные ландшафтные территории – парки, скверы.
Вспоминается Барселона, где всё началось с внимания к ландшафту и потом переросло в большие программы по преобразованию городской среды (микропроекты – средний уровень – макропроекты).
– Вот поэтому и уделяется такое большое внимание благоустройству – через это происходит привлечение инвесторов в регион.
Я была в Барселоне, видела там много авангардных скульптур в центре города. В 2003 г. Центром современного искусства во главе с И.Коробьиной совместно с администрацией г.Димитровграда был проведен «Архдесант», всколыхнувший местную архитектурную жизнь маленького городка.
Один из участников, американский архитектор Кристофер Cамуелиан, с помощью местных сварщиков, изваял авангардную скульптуру из металла под названием «Советское «Да!». И мы её установили в городе на улице М.Тореза, напротив бывшего горкома партии. И никто её не разгромил пока.
А в 2004 г. Димитровград выиграл конкурс на звание Культурной столицы Поволжья. В рамках мероприятий по празднованию Культурной столицы провели симпозиум скульпторов, на который пригласили как профессиональных скульпторов, так и студентов. Скульпторы использовали в работе отходы металла, а студенты (в местном вузе есть специализация «Дизайн») делали скульптуры из мусора. Вывезли ребят на свалку, там они отобрали то, что нужно, привезли в город, определили место для окончательной доработки скульптур – базу одного из муниципальных предприятий, смонтировали, раскрасили и установили на набережной Верхнего пруда. Металлические скульптуры стоят до сих пор. Симпозиум скульпторов вызвал у горожан интерес – огромный.
Учитывая то, что это был уже не первый опыт по установке авангардных скульптур в городе, абстрактная скульптура была воспринята нормально ещё и потому, что одновременно ставили и другие скульптуры – реалистические. Классический памятник купцу Маркову – первому посадскому голове Мелекесса (старое название Димитровграда) из бронзы и гранита, памятник писателю Гончарову, три сосны из металла – как исторический символ города (они помещены и на городской герб), скульптуры «Лебединая верность» перед ЗАГСом, памятник Российскому рублю – такое жизнеподобие тоже всем нравится.
Одну из центральных улиц – улицу Гагарина – мы позиционировали как Музей под открытым небом «Романтика старой улицы», где воссоздается среда ХIХ в. Отремонтировали старые здания, построили несколько новых в духе конца ХIХ в., установили чугунные козырьки, фонари, верстовой столб в начале улицы. Полностью преобразовали сеть город-ских киосков: около двухсот старых убрали, многие переделали в павильоны, сделали новые по новым проектам.
Авангардные скульптуры, классические памятники – это серьёзно. Но помимо этого была и целая волна «весёлого» благоустройства, очень интересного для горожан и самих авторов. Так, устроили «Сквер актуальной словесности» с «Поляной шипящих», зелеными скульптурами «Ёклмн», «Жыирафик» с зачеркнутой буквой Ы. «Рыбапарк» – парк с озерами и диковинными рыбами из металла, сваренными местным скульптором и раскрашенными детьми из архитектурной студии «Старт» прямо на открытии. Из той же серии – размещение цитат из «Вредных советов» Г.Остера на стенах гаражей, росписи трансформаторных подстанций по мотивам Эшера. Зелёные скульптуры – типа бродящих по городу слонов, зимой с помощью еловых веток превращающихся в мамонтов.
Уникальное новогоднее оформление центральное площади придумывали каждый Новый год: ледяные городки из скульптур и аттракционов…
Была налажена тесная связь между архитекторами, скульпторами, муниципальными предприятиями: «Электросетями», «Водоканалом», «Зеленхозом» и населением, которое удалось вовлечь в этот процесс оживления города.
Наверное, свой богатый димитровградский ландшафтный опыт Вы пытались спроецировать и на Ульяновск?
– В масштабах города эта схема также работает. В Ульяновске мы проводим такие же совещания, используем смешанную форму финансирования.
В Ульяновске мы за два года 17 памятников поставили. Начали с переноса бюста Пушкина работы Церетели, стоявшего в холле Краеведческого музея, на улицу, к Литературному музею в доме Языкова, где Пушкин бывал. И там он прижился сразу, украсил место. Потом появился памятник симбирциту, местному камню. Сделала его фирма, которая обрабатывает этот камень, на свои средства – мы только идею подкинули. Другой меценат построил памятную часовню в центре города на улице Гончарова. Старинный якорь 1870 г. нашли в порту и установили на одной из городских площадей. Устроили пять фонтанов на реке Свияге, их видно с одной из центральных магистралей города – улицы Минаева.
А в 2006 г. в Ульяновске проходил российский Кузнечный фестиваль, в ходе которого выковали ветровой орган и поставили его перед филармонией.
После работы главным архитектором города Вы совсем недолго работаете на посту главного архитектора области. Какова ситуация в области и каковы планы?
– Мы разработали и постоянно обновляем Карту инвестиционных проектов Ульяновской области – все они рассматриваются на штабе инвестиционных проектов под руководством губернатора. По карте видно, что за последние годы в области появилось достаточно много объектов, реализованных на деньги инвесторов.
Институтом РосНИПИ Урбанистики сейчас разрабатывается Схема территориального развития области. Сделан пока первый этап – сбор исходных данных. Разрабатываются генеральные планы муниципальных образований области.
Губернатор уделяет большое внимание вопросам градостроительства и архитектуры. Уже два года лично проводит совещания по архитектурному облику и благоустройству. Сейчас уже есть конкретные результаты по улучшению облика городов и районов области.
Недавно мы подводили итоги областного этапа конкурса «Самый благоустроенный город России», смотрели фотоальбомы: во многих местах появилось мощение плиткой, новое озеленение, восстановлены памятники, и т.д.
А строится ли что-нибудь на селе? Как с агропромом?
– Помимо крупных инвестиционных проектов, началось, наконец, восстановление наших сельских поселений. Конечно, есть «умирающие» села, где осталось по два-три пенсионера. Но в целом – школы строятся, газ проводится, объекты торговли везде появляются активно. Вот до строительства новых дворцов культуры, спортцентров, как в некоторых соседних регионах, дело пока не дошло.
Конечно, в области наблюдается недостаток архитектурных кадров, в сельских районах особенно. Главные архитекторы не везде профессионалы, а в двух-трех районах их вообще нет, но это, я думаю, общероссийская проблема.
Что же касается архитектурной жизни области, здесь ещё предстоит всё налаживать. Необходимо найти такую форму работы, которая была бы интересна всем архитекторам – и частным, и муниципальных образований. Вместе с Союзом архитекторов, практикующими и муниципальными архитекторами мы составили план работы общественно значимых мероприятий в области архитектуры. Так, директор ЦСА И.Коробьина обещала привезти к нам несколько интересных выставок: Н.Фостера, Гари Чанга, «New Moscow 4». Будем организовывать мастер-классы известных архитекторов. У нас ведь в двух университетах (УлГУ и УлГТУ, бывший «политех») идет обучение по специальности «Дизайн архитектурной среды». Планируем архитектурные экскурсии в близлежащие столицы: Пензу, Чебоксары, Саранск, Самару.
Архитекторы-проектировщики предложили такую форму работы: берется проблемный градостроительный узел в городе, например, с ветхой застройкой, где должен появиться новый градостроительный комплекс, устраивается клаузура на 2-3 часа, её результаты рассматриваются на совещании у губернатора, подводятся итоги и выбирается лучшее градостроительное решение.
Ещё одна возможная форма – с рабочим названием «Архглубинка» или «Архзаезд». Например, есть у нас село Канадей с кирпичной сторожевой башней XVII в., построенной на бывшей границе российского государства. Памятник не используется, не законсервирован, разрушается. Почему бы совместно с Комитетом молодежи не собрать студентов, выехать с ними на обмеры, убрать мусор, благоустроить территорию, после чего провести мероприятия по консервации этой башни? Как ещё одну форму привлечения внимания к проблеме сохранения культурного наследия, Союз предложил весёлый аукцион: известные люди области что-то рисуют за 10-15 минут, тут же это продается, и деньги идут на восстановление башни.
А ещё в планах разработка проекта туристско-рекреационной системы Ульяновской области на основе использования историко-культурного и природного потенциала – для привлечения туристов, организации, точнее восстановления, туристической отрасли как таковой (в советское время туристов у нас очень много было). Предварительно договорились об этом с выполнявшим подобные работы для других регионов коллективом ЦНИИП градостроительства.
Итак, подводя итоги: удаётся ли навести тот «барселонский мостик» – от малых дел к большим проектам?
– Я считаю, да. Люди высказываются однозначно: наши города стали лучше. И инвестиции привлекаются, и моральный климат в городах меняется. Среда, окружающая людей, становится лучше, а люди – добрее. Положительная оценка жителей области – вот главный результат нашей работы.
Ульяновск. Справка о городе
Ульяновск (до 1780 г. Синбирск; 1780-1924 гг. – Симбирск) расположен в 893 км к востоку от Москвы. Основан в 1648 г. на высоком правом берегу Волги как крепость на Синбирской засечной черте, защищавшей Россию от набегов калмыков, ногайских и крымских татар.
По мере ослабления военных функций поселение становится богатым торговым центром на главной водной артерии России, в 1780 г. – центром Симбирского наместничества, а в 1796 г. – Симбирской губернии. Симбирские купцы успешно торгуют хлебом, рыбой, скотом, лесом в масштабах всего Поволжского региона.
Большой пожар 1864 г., когда выгорело три четверти городской территории, послужил причиной относительного упадка Симбирска, усиленного отсутствием железной дороги. Только после ее строительства в 1898 г. стало возможно дальнейшее экономическое развитие города. В 1913-1916 гг. здесь строится железнодорожный мост через Волгу, самый протяжённый на то время в Европе.
В 1924 г. переименован в честь В.И.Ульянова (Ленина), родившегося здесь в 1870 г. Десятки храмов снесены в 1930-е гг., когда город входил в Средневолжский край с центром в г. Куйбышеве. В годы Великой отечественной войны в Ульяновск эвакуируются несколько крупных промышленных предприятий, что послужило импульсом его индустриализации. Появляются крупные новые районы города к западу от исторического ядра – за р. Свиягой, и на востоке – в Заволжье. Городской центр Ульяновска радикально реконструируется в связи с празднованием 100-летнего юбилея Ленина в 1970 г.
Будучи столицей Ульяновской области (с 1943 г.), город является крупным производственным, образовательным и культурным центром Среднего Поволжья.
Население 617,2 тыс. человек (2006 г.; в 1897 г. – 43 тыс.).