В субботу, 28 июля, на аэродромной площадке «Мирный», что возле рулежной полосы «Авиастара», впервые в Ульяновске состоится фестиваль авиационных видов спорта. Любители авиации смогут увидеть одновременно четыре вида состязаний по четырем направлениям этого спорта – спорта сильных, мужественных и смелых.

Гости из Ульяновска, Саранска, Димитровграда, Самары, Чебоксар, Казани и даже Москвы соберутся на аэродромной площадке за новым городом, чтобы определить в своем составе самых опытных авиаспортсменов.

Среди целей этого фестиваля не только повышение мастерства спортсменов, но восстановление престижа авиации, авиационного спорта и авиационных профессий среди молодежи Ульяновской области, привлечение подростков и молодежи к этому увлекательному спорту смелых романтиков.

Организаторы – Департамент по физической культуре и спорту правительства Ульяновской области, Федерация авиационного спорта Ульяновской области, аэроклуб РОСТО-ДОСААФ.

Зрителей ожидает необыкновенное зрелище. В небе будут парить радиоуправляемые модели планеров и самолетов, пилоты которых обязаны полностью ощущать полет, движение потоков и норов своей машины, находясь на земле. Как это им удается – непостижимо. По правилам соревнований, летать экипажу положено десять минут, после чего планер должен сесть точно в назначенное место в точно назначенное время. Каждые метр и секунда отклонений – штрафные очки. Не покидает ощущение, что настоящий пилот прямо там, в этой двухметровой модели – настолько точно выходят мастера на посадку. И как всегда бывает во время таких соревнований, вокруг парящих планеров вновь будут собираться птицы, словно почувствовавшие в легкокрылых бесшумных машинах своих собратьев.

Потом придет очередь других планеров – мотодельтапланов. Удивительнейшие конструкции, которые лишь отдаленно напоминают планер или самолет. Между тем, самой идеей своего рождения они обязаны великому Леонардо да Винчи, который первым нарисовал подобный аппарат, еще когда о самолете и подумать не могли. Кстати, несколько лет назад по чертежам Леонардо итальянским спортсменом был воссоздан тот первоначальный дельтаплан. И оказалось, что на нем и вправду можно летать. И теперь, пять веков спустя, уже в век реактивных самолетов, именно дельтапланы и мотодельтапланы стали завоевывать все новые позиции, увлекая изяществом, простотой и экстримом новых и новых авиаторов.

Дельтапланеристов сменят парашютисты, со своими парашютами-крыльями. Их состязания не так просты, как может показаться: покинув самолет на километровой высоте, им необходимо не просто выйти в заданную точку, но и попасть пяткой в маленький кружок, величиной чуть больше пятирублевой монеты. Жаль, что у зрителей нет возможности видеть захватывающее зрелище покидания самолета, когда парашютисты на скорости в 140 километров в час выходят на поток, и, набрав в падении скорость, словно ложатся на воздух, который становится плотным, как вода. И летят, как птицы, пока не раскроют парашют-крыло. После этого – они как пилоты своего крыла, который уже немногим отличается от планера.

Соревноваться на точность приземления будут и парапланеристы. Параплан – это что-то среднее между парашютом и планером. По виду – почти парашют, только с особой конфигурацией крыла и особыми свойствами. Парашютисты прыгают с самолета, а парапланеристов затягивают в воздух с земли. Зато парить в воздухе параплан при хороших условиях и опытном пилоте способен многими часами, давая, как и дельтаплан, пилоту полное ощущение птичьего полета. Известен рекорд дальности на параплане без мотора – 423 километра.

Это увлекательное зрелище вместе с показательными выступлениями парашютистов и пилотов легких и сверхлегких летательных аппаратов (самолетов и мотодельтапланов, которых в небе будет около трех десятков) будет происходить в Новом городе, в районе авиастроителей. Правда, в отличие от традиционных авиашоу, площадка для небесных спортивных встреч будет уже на новом месте – рядом с рулежной полосой «Авиастара», в километре от 4-й проходной завода.

Федерация авиационного спорта Ульяновской области специально выбрала для фестиваля именно это место.

– Пора дать жизнь аэродрому, – говорит исполнительный директор Федерации авиационного спорта Ульяновской области Владимир Дворянинов. – Так сложилось, что в крайний год (у авиаторов и парашютистов нет слова последний – так проявляется их суеверие) аэроклуб РОСТО вместе с областным советом РОСТО переживал далеко не лучшие времена. Финансирования не было, закончился ресурс парашютов, истекали сроки службы самолетов. Но это не значит, что прошло время воздушных романтиков. Они есть, их немало, только условий для реализации их высоких (в прямом смысле) стремлений практически не осталось.

Между тем, по словам Дворянинова, авиационные предприятия Ульяновска, в первую очередь, заволжские «Авиастар» и «Волга-Днепр» как никогда нуждаются в новых специалистах, увлеченных авиацией. Именно из тех, кто прошел через авиационный спорт потом и вырастают талантливые пилоты, конструкторы, инженеры: история российской и советской авиации – тому подтверждение. С полетов на планерах начинали свой путь конструктор космических кораблей Сергей Королев, создатель семейства «АНов» Олег Антонов, именем которого назван проспект в Новом городе, а главный конструктор знаменитого «Руслана» Виктор Толмачев, ныне технический директор «Волги-Днепра», увлекся авиацией к секции авиамоделистов. Вот почему Федерация авиационного спорта намерена возродить заново в Новом городе авиационно-спортивный технический клуб (АТСК), который когда-то, в годы начала реформ, был так бездарно заброшен и, грубо говоря, разграблен.

Парадоксально, что, вопреки всему, сами воздушные романтики остались, они просто перебрались из помещений, которых лишились, в гаражи да квартиры. Теперь Федерация авиационного спорта снова объединила их всех: авиамоделистов, парашютистов, парапланеристов, дельтапланеристов, создателей и пилотов сверхлегких летательных аппаратов. Вместе выживать легче, считают они. И доказывают, что даже в таких условиях способны добиваться больших успехов. Буквально недавно ульяновская команда авиамоделистов-школьников вернулась с чемпионата России, проходившего в Казани, где заняла первое место.

К деятельности спортсменов авиаторов по возрождению АТСК уже подключаются «Авиастар» и «Волга-Днепр». А вот помощи власти пока, к сожалению, мало. Хотя и просят-то авиаторы совсем немного: чтобы закрепили за федерацией на безвозмездной основе эту аэродромную площадку, чтобы было, откуда взлетать. Самостоятельно, к новым рубежам.

Пришло время собирать камни, считает Дворянинов. А также – парашюты, самолеты, планеры, дельтапланы… Пора на взлет.