Уважаемый Борис Иванович!

Уважаемые депутаты Законодательного собрания!

В самом начале я хотел бы от лица Правительства поздравить Вас с юбилейным заседанием и поблагодарить за конструктивную работу на благо ульяновцев.

Я с большим удовольствием констатирую, что подготовка проекта областного бюджета на 2008 год велась в слаженной, конструктивной обстановке. Разрешите поблагодарить всех депутатов, принявших активное участие в этой работе. Проект сделан с учетом перехода бюджетной системы на трехлетнее планирование, других изменений, внесенных в новую редакцию Бюджетного Кодекса Российской Федерации.

Приоритеты региональной бюджетной политики в 2008 и на период до 2010 года определены в строгом соответствии с основными положениями Посланий Президента России Владимира Владимировича Путина Федеральному Собранию. Они прямо связаны с заявленной нами стратегией развития Ульяновской области как современного и динамично развивающегося региона, где в настоящее время создаются необходимые условия для повышения качества жизни ульяновцев. Мы понимаем, что люди ждут от нас еще более решительных и продуктивных действий.

В результате проект бюджета представлен на Ваше рассмотрение раньше, чем прежде – 5 июля. И это произошло впервые в истории Ульяновской области!

Также впервые проект бюджета прошел публичную независимую общественную экспертизу, что крайне важно для развития взаимодействия органов власти с гражданским обществом, обеспечения открытости и прозрачности системы управления общественными финансами.

Это бюджетное послание является как бы завершающим цикл работы действующего состава Законодательного собрания. Ответственность за его исполнение ляжет в основном на депутатов нового созыва, в котором, я надеюсь, многие из вас сохранят свои места. Должны сохранить по одной простой причине – контраст между нынешней ситуацией и той непростой обстановкой, в которой ваш депутатский корпус начинал работу, резко отличается в лучшую сторону.

Уважаемые депутаты, за прошедшие два с половиной года нам удалось совместными усилиями распутать, а в ряде случаев и разрубить наиболее сложные узлы социально-экономических и политических проблем, тормозивших развитие Ульяновской области. Для всех нас это был непростой период преодоления тяжелых последствий из-за допущенных просчетов и неиспользованных возможностей.

Хочу напомнить вам стартовые позиции области на начало 2005 года. На территории нашего региона проживал один процент населения Российской Федерации, который производил лишь полпроцента валового внутреннего продукта страны. За последнее десятилетие этот показатель снизился более чем в полтора раза. В комплексном рейтинге социально-экономического развития четырнадцати регионов Приволжского федерального округа Ульяновская область по итогам 2004 года заняла последнее место. В сельском хозяйстве по размерам посевных площадей, валовому сбору зерновых культур и поголовью скота во всех категориях хозяйств показатели за 2004 год были ниже, чем в довоенном 1940-м. Среднедушевые доходы бюджета были самыми низкими в Приволжском федеральном округе, государственный долг области составлял порядка двух с половиной миллиардов рублей, долги перед газовиками и энергетиками – почти 4,5 миллиарда.

Тогда всерьез, как вы помните, встал вопрос даже о нашей состоятельности в качестве самостоятельного субъекта Российской Федерации. На Ульяновскую область часто ссылались, как на пример тупости, лености, нежелания ее руководства вести преобразования. Мне об этом неприятно говорить, но это так. Отопительный сезон в областном центре на протяжении многих лет начинался в ноябре месяце и кончался в марте, а с 16 марта и до ноября у ульяновцев не было горячей воды.

Поэтому не приходится удивляться той политической и духовной обстановке, которая существовала. Она была просто удручающей. По данным социологических опросов в конце 2004 года 75 процентов ульяновцев крайне негативно оценивали деятельность администрации региона и примерно у 55 процентов было твердое убеждение, что они живут хуже всех в России. Восемь из десяти жителей области говорили, что у региона нет будущего и из него надо уезжать.

Эти времена уже ушли в прошлое, и надеюсь, что навсегда. По крупному счету, нам удалось остановить развитие негативных тенденций в экономике и социально-политической жизни региона, добиться развития позитивных тенденций, которые отчетливо проявились по целому ряду ключевых направлений.

Так, валовой региональный продукт в 2006 году по предварительной оценке составит 104 миллиарда рублей, что в сопоставимых ценах более чем на 6 процентов выше показателя 2005 года. В предшествующий период ежегодный прирост ВРП составлял всего 3-4 процента.

Индекс промышленного производства за прошлый год составил 103,7, а за первое полугодие 2007 года – 105,2 процента. Эти результаты достигнуты в основном за счет развития обрабатывающих отраслей.

Нам удалось совершить серьезный «прорыв» в сфере привлечения российских и зарубежных инвестиций. Их объем в прошлом году составил почти 22 миллиарда рублей и на 33,7 процента превысил показатели 2005 года. По темпам роста инвестиций Ульяновская область заняла второе место в Приволжском федеральном округе.

Реализация системной работы в этой сфере, создание современной правовой базы, обеспечивающей высокий уровень государственной поддержки инвесторам, начинает давать конкретные результаты. За последние полтора года на территории области стали работать такие крупные зарубежные компании, как «Исузу», «Метро Кэш энд Кэрри», «Байек», «Кварцверке», «Фрезениус», «Склострой», «САБМиллер» и другие.

В сельском хозяйстве при поддержке из областного и федерального бюджетов взят курс на модернизацию производства, закупку нового оборудования и сельхозтехники. В результате в прошлом году едва ли не впервые за много лет сельхозпредприятия области получили суммарную прибыль в 125 миллионов рублей. Скажу больше: в этом году в отрасль также пришел ряд крупных инвесторов. Это зерновая компания «Поволжье», ОАО «Инвестагро», компании «Сахо», «РуснРусСантимир», «Мордовзерноресурс», «Мордовцемент» и ряд других. В результате почти три четверти из 640 тысяч гектаров пустующих пахотных земель обретают реального собственника и хозяина, готового эти земли обрабатывать.

Заметное оживление происходит в строительной отрасли. В прошлом году мы ввели в эксплуатацию 340 тысяч квадратных метров общей площади жилья. Прирост к уровню 2005 года составил более 16 процентов. А ведь совсем недавно было по другому. Сравните: 1990 год – 723 тысячи квадратных метров, 1995 год – 325 тысяч, 2000 год – 214 тысяч, 2004 год – всего 157 тысяч квадратных метров.

В этом году в области по прогнозу должно быть сдано в эксплуатацию 395 тысяч квадратных метров общей площади жилья. В следующем – уже 450 тысяч. А к 2010 году мы рассчитываем выйти на показатель в 600 тысяч квадратных метров. Вы понимаете, что это немало. Но чтобы выполнить задачу, поставленную Президентом: вводить ежегодно по одному квадратному метру жилья на душу населения, нам необходимо выходить на рубеж в один миллион триста тысяч. Столько в области не строили даже в самые благополучные советские времена. Поэтому, стоит задача найти необходимые механизмы и обеспечить условия для её решения.

Развитие отраслей экономики не замедлило сказаться на налоговых поступлениях и на собственных доходах областного бюджета. В результате нам удалось увеличить за два года объемы налоговых платежей в федеральный бюджет почти на 50 процентов. Собственные доходы бюджета области при этом увеличились на 40 процентов. Наконец, объём государственного долга Ульяновской области на начало 2007 года уменьшился в 2,3 раза.

Регион серьезно продвинулся в решении вопросов модернизации инженерной инфраструктуры, приступил к газификации области. Решён вопрос о реконструкции с расширением пропускной способности главной «газовой артерии» региона – газопровода «Старая Бинарадка – Димитровград – Ульяновск». В стадии решения – вопрос о строительстве третьего магистрального газопровода «Сызрань-Ульяновск».

В соответствии с программой развития ОАО «Волжская межрегиональная распределительная компания» в городе Ульяновске в течение 2007-2011 годов будут построены две энергоподстанции «Симбирская» и «Парковая», модернизированы существующие подстанции «Центральная» и «Автозапчасть», что позволит нам решить проблему энергодефицита для промышленных предприятий области.

Мы смогли сдвинуть с «мертвой точки» вопрос, связанный с финансированием строительства нового мостового перехода через Волгу. В прошлом году на этот важнейший объект поступило 2,3 миллиарда рублей, что позволило довести общее выполнение физических объемов строительно-монтажных работ до 75 процентов готовности. Буквально на днях на мосту будут установлены еще два пролета.

Серьезным образом удалось сократить размер просроченной задолженности по заработной плате перед работниками предприятий и организаций всех форм собственности. Если на 1 января 2005 года он составлял почти 250 миллионов рублей, то по состоянию на 1 июля текущего года – 43 миллиона. Однако и здесь успокаиваться мы не собираемся. Люди должны получить все кровно заработанные и вовремя невыплаченные деньги – такова принципиальная позиция руководства области.

К позитивной тенденции можно отнести сокращение числа официально зарегистрированных безработных. На конец 2004 года ими было признано почти 24 тысячи ульяновцев. По данным на первое июля официально зарегистрированных безработных в области осталось уже немногим более 11 тысяч. Это – реальный результат проводимой политики по созданию новых рабочих мест и привлечению инвестиций.

В сфере образования мы практически полностью реализовали проект по подключению школ к сети Интернет. За прошлый и этот годы за счет федерального и областного бюджетов в рамках программы «Школьный автобус» мы приобрели 80 машин, половина из которых уже получена и осуществляет подвоз детей в школы.

Началось интенсивное восстановление материально-технической базы для занятий детей и подростков физической культурой и спортом. За 2005-2006 годы было отремонтировано 12 спортивных объектов, реконструирован центральный стадион «Труд» и построен современный физкультурно-оздоровительный комплекс Ульяновского государственного университета. Уже в текущем году завершена реконструкция стадиона «Старт» и сдан в эксплуатацию новый ФОК в рабочем поселке Павловка, а до конца года будет введено еще пять ФОКов

В целом, подводя итоги за два с половиной года можно сделать главный вывод: позитивные теденции набирают силу и требуют более активных действий по линии всех органов государственной власти и управления, муниципальных образований, трудовых коллективов.

При этом, нам нужно помнить слова, сказанные Президентом России в его Послании к Федеральному Собранию: «Мы понимаем, что находимся, конечно, только в начале трудного пути к подлинному возрождению страны». Это в полной мере относится и к Ульяновской области.

Теперь об основных целях и задачах бюджетной политики на 2008 год.

Стратегическая цель остается неизменной. О ней я говорил ещё два года назад, повторю и сейчас: обеспечить сбережение жителей Ульяновской области, и прежде всего, через создание необходимых условий для повышения конкурентоспособности региона среди других субъектов Российской Федерации в экономике, социальной сфере, государственном и муниципальном управлении.

Во всем мире, и в России в том числе, динамичное развитие связано, в первую очередь, с использованием человеческого капитала, новых идей и людей, способных работать на результат.

Поэтому в проекте бюджета на 2008 год особо выделены четыре главных приоритета. Это: развитие человеческого потенциала; формирование комфортной среды обитания; привлечение инвестиций и поддержка развития традиционных отраслей экономики; повышение эффективности государственного и муниципального управления.

Проект бюджета сформирован со следующими параметрами: доходы – 16 миллиардов 163 миллиона рублей; расходы – 17 миллиардов 577 миллионов рублей.

Для сравнения: в 2004 году доходы бюджета составляли немногим более 7 миллиардов, в 2005 году – 10 миллиардов, в 2006 году – более 15 миллиардов рублей.

Необходимо обратить внимание, что собственные доходы областного бюджета в 2008 году составят 9 миллиардов 992 миллиона рублей, что почти на 1,8 миллиарда больше, чем утверждённый на данный момент план по доходам текущего года.

Более подробно хотел бы остановиться на каждом из четырех главных приоритетов. Что касается развития человеческого потенциала, то мы должны четко понимать всю важность проведения эффективной демографической и семейной политики. Без этого задачу сбережения жителей Ульяновской области решить невозможно. Проблема актуальна практически для всех регионов страны и не случайно 2008 год объявлен в России Годом семьи. В нашей области этот год мы объявляем Годом духовности и добрых дел. Это имеет самое прямое отношение к семейным ценностям.

В прошлом году на территории области родилось 11 тысяч 585 ребятишек. Зададимся вопросом: что надо сделать, чтобы повлиять на решение семьи иметь ребенка? Ответ очевиден. Не должно быть проблем, чтобы отдать ребенка в хороший детский сад, дать ему достойное образование, в том числе и дополнительное. Молодым семьям нужны своё жилье и работа, возможность растить не одного, а нескольких детей.

Именно поэтому в проекте бюджета на 2008 год предусмотрено 94 миллиона рублей на реализацию областной целевой программы «Развитие дошкольного образования». За счет этих средств планируется построить детский сад на улице Репина в Ульяновске, провести капитальный ремонт и оснастить оборудованием 21 дошкольное учреждение, открыть дополнительно 15 групп в действующих детских садах и создать дошкольные группы в 17-и общеобразовательных школах, открыть 10 групп кратковременного пребывания детей при детских садах. Предстоит полностью заменить устаревшее оборудование пищеблоков в 61 детском саду, а в 27 – обновить мебель и мягкий инвентарь. Конечно, при той запущенности, что нам досталась, хочется большего и программа развития дошкольного образования потребует дополнительных мер.

В качестве поддержки лучших детских садов и педагогов будут проведены региональные конкурсы с грантом в 100 тысяч рублей и премиями в 50 тысяч рублей, обеспечены дополнительные ежемесячные региональные надбавки молодым воспитателям и младшему обслуживающему персоналу.

Таким образом, мы делаем первый и реальный шаг к решению проблемы обеспечения прав ребенка на получение качественного дошкольного образования. И останавливаться на этом нельзя. Возможность каждого ребенка посещать детский сад следует рассматривать как бюджетное обязательство, гарантирующее гражданам равные права.

Наряду с реализацией программных мероприятий Департаменту образования области совместно с муниципалитетами предстоит серьезно заняться решением двух проблем.

Во-первых, создать механизм, при котором право ребенка на посещение детского сада не будет зависеть от того, кто из родителей первым встал в очередь или больше пожертвовал средств для дошкольного учреждения.

Во-вторых, создать механизм компенсации родителям, чьи дети в силу разных причин не посещают детский сад, затрат на дошкольное образование, которые обязан, но не в состоянии нести муниципалитет.

В проекте бюджета предусмотрены формы государственной поддержки для семей, которые хотят усыновить ребенка, стать его приёмными родителями или попечителями. В этом году мы уже приняли меры по выплате усыновителям единовременной бюджетной выплаты в размере 100 тысяч рублей. За пять месяцев текущего года этим правом воспользовались 38 семей. Для сравнения – за весь прошлый год было усыновлено только 30 детей. Число усыновленных детей-сирот будет и дальше расти, поскольку практика выплат будет продолжена. Заложены средства и на приобретение жилья для детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей.

В ходе реализации национального проекта «Образование» уже в этом году в областном бюджете нами были предусмотрены средства на грантовую поддержку в размере 50 тысяч рублей для пяти инновационных школ, которым совсем немного не хватило до победы. Поощрительные гранты в размере 20 тысяч рублей были предусмотрены и для десяти участников конкурса «Лучший учитель», которым пока не удалось войти в федеральный список победителей. Но мы и в 2008 году не намерены отказываться от этой практики.

Важное значение имеет повышение открытости образования, и не только в плане управления школами Попечительскими и управляющими Советами. Родители должны знать: какой уровень и качество образования обеспечивает каждая школа. Поэтому в 2008 году Министерству образования следует разработать и внедрить систему рейтинговых оценок для школ региона, а в условиях нормативно-подушевого финансирования учебных заведений это просто необходимо.

Будет продолжена работа по поддержке талантливой молодежи, стимулированию отличников учебы, медалистов, победителей предметных Олимпиад, одаренных юных спортсменов, художников, музыкантов, и, конечно же, их педагогов. Причем суммы премий в 2008 году запланировано увеличить. Понятно, что далеко не все в нашей жизни измеряется деньгами. Поэтому крайне важно организовать системную работу с одаренными детьми, что потребует создания и ведения единого информационного банка данных. На базе круглогодичного лагеря «Юность» мы намерены создать областной Центр по поддержке талантливой молодежи, включить в работу всех: школьных учителей, руководителей вузов, предприятий и организаций, с тем, чтобы по окончании школы молодым талантам нашлось достойное применение.

В проекте бюджета предусмотрено комплексное решение задачи укрепления здоровья детей, подростков и молодежи. Так, областная целевая программа «Школьное молоко» даёт возможность уже с первого сентября этого года начать обеспечение всех школьников начальных классов бесплатным молоком. А на втором этапе реализации программы молоко будут получать все ученики с первого по 11 классы.

Участие области в федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта» позволит в 2008 году продолжить строительство физкультурно-оздоровительных комплексов в Ульяновске, Димитровграде и ряде сельских районов.

Уже в этом году запланирован ввод в эксплуатацию ФОКов в Димитровграде и Сенгилее, нового спортивного комплекса на улице Шолмова, который строится при поддержке Благотворительного фонда «Новое поколение», а также ФОКа с искусственным льдом по проезду Сиреневому, строительство которого было начато при поддержке партии «Единая Россия». Нами принято решение о начале проектирования и строительства спортивного комплекса с ледовой ареной и трибунами на 5 тысяч мест на территории спорткомплекса «Торпедо».

Курс на проведение на территории области крупных спортивных мероприятий российского уровня будет продолжен. Нам в 2008 году необходимо создать сеть детско-юношеских спортивных школ, а их сегодня нет в Павловском, Радищевском, Сенгилеевском, Старомайнском районах и городе Новоульяновске. Необходимо привлечь внимание к техническим видам спорта, в том числе через финансирование специализированной детско-юношеской школы РОСТО.

Демографическая ситуация в регионе прямо связана с обеспечением молодых семей жильём. Здесь – только начало пути. Если в 2006 году сертификаты на получение жилищных субсидий получили 38 молодых семей, то в этом году планируется обеспечить жильем уже 102 семьи, а на следующий год – 150. И это не предел.

Поэтому перед Министерствами молодежного развития и строительства области стоит задача существенно увеличить число участников данной программы. Тем более, что и суммарный объем финансирования из бюджетов всех уровней на следующий год должен составить около 30 миллионов рублей, а это в полтора раза больше, чем в нынешнем году.

Решая проблему обеспечения молодых семей жильём, надо всерьез заняться и проблемой занятости молодёжи. Поэтому, не меняя общий объем финансирования областной целевой программы «Молодежь», нам совместно с депутатами, руководителями вузов, бизнес-сообществом, необходимо ещё раз посмотреть её содержательную часть. Сегодня остро чувствуется необходимость возрождения в нашей области системы профессионально-технического образования как самостоятельной отрасли. Речь идет не только о создании эффективной системы управления, но и о формировании обоснованного заказа для нужд финансово-промышленных групп и предприятий, установлении соответствующих договорных отношений, а в конечном итоге, заполнении вакантных мест рабочих профессий, которых в области сегодня насчитывается более 46 тысяч.

Развитие позитивной тенденции роста рождаемости, сбережения населения требует особого внимания к сокращению смертности. В 2006 году ушли из жизни почти 22 тысячи человек, причем половина из них – люди трудоспособного возраста. Более трех тысяч человек погибли в результате несчастных случаев, отравлений и травм.

Поэтому в проекте бюджета на следующий год заложены необходимые средства на реализацию ряда целевых программ, позволяющих снизить уровень смертности от неестественных причин. В первую очередь, это средства на пожарную безопасность. Суммарный объем финансирования по двум программам составляет почти 20 миллионов рублей.

Предусмотрены средства на реализацию областной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения». Здесь мы в числе «пилотных» регионов в рамках федеральной целевой программы и получим за счет этого четыре комплекса видеофиксации нарушений правил дорожного движения, три спецавтомобиля, оборудованных средствами контроля и выявления правонарушений на дорогах.

Среди естественных причин смертности населения преобладает смертность в результате сердечно-сосудистых заболеваний и новообразований. Очевидно, что профилактика и своевременное выявление факторов риска способны снизить уровень смертности. Начиная с 2006 года, число умерших стало уменьшаться. В прошлом году – на 1027 человек, за первые пять месяцев этого года – еще на 739 человек.

В проекте областного бюджета на 2008 год впервые предусмотрены средства в размере более 50 миллионов рублей на реализацию целевой программы «Диспансеризация мужского населения по ранней диагностике рака предстательной железы». Сегодня мужское население области в среднем живет на 14 лет меньше, чем женское, и в основной массе не доживает до пенсионного возраста. Поэтому, да простят меня уважаемые женщины, забота о здоровье мужчин крайне необходима.

Будет продолжена работа по созданию в городах и районах области офисов врачей общей практики, развитию службы скорой медицинской помощи. Кстати, введенные за счет областного бюджета надбавки к заработной плате водителям «скорой» сохранятся и в 2008 году.

Более 10,5 миллионов рублей предусмотрены в здравоохранении на реализацию целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Ульяновской области». В первую очередь, эти средства будут направлены на ремонт областной клинической наркологической больницы и оснащение ее современным оборудованием.

В 2008 году мы приступили к решению вопросов, связанных с переводом медицинских учреждений области на одноканальное финансирование, внедрением системы компьютерного персонифицированного учета в лечебных учреждениях и единых стандартов оказания медицинских услуг. Надо всерьез подумать о праве неработающих граждан на свободный выбор страховых организаций, выставлении на аутсорсинг непрофильных услуг лечебных учреждений, таких, например, как организация питания.

Продление жизни и сбережение граждан во многом зависит от того, как эффективно действует система социальной поддержки населения, как обеспечивается защита ветеранов, пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных граждан. Поэтому в 2008 году главный упор будет сделан на организацию работы по созданию и внедрению единых стандартов качества социальных услуг, созданию сети информационно-выплатных центров. Предстоит также в полном объеме реализовать весь комплекс мер материальной поддержки для семей с детьми, особенно многодетных.

Всего в 2008 году на социальную помощь жителям области проектом бюджета предусмотрено направить почти 4 миллиарда рублей.

Сбережение населения требует создания всего комплекса условий, позволяющих людям не уезжать за пределы региона. В прошлом году миграционная убыль населения составила по области 4 тысячи человек. Более 10 тысяч ульяновцев уехали жить в другие регионы России. По нашим меркам, целый Базарносызганский район сменил место жительства. И все потому, что каждый человек стремится жить там, где он чувствует себя в безопасности, где он востребован обществом и адекватно вознаграждается, где есть необходимые условия для комфортной жизни.

Проблемы безопасности стали традиционной темой, которая вызывает наибольшее беспокойство жителей Ульяновской области. Поэтому, в течение последних лет бюджетные расходы на финансирование органов внутренних дел существенно выросли. В проекте бюджета на 2008 год предусмотрено более 715 миллионов рублей, что на 18 процентов больше, чем в текущем году.

За счет этих средств штатная численность милиции общественной безопасности увеличится на 75 единиц. В дополнение к установленным в текущем году пяти стационарным постам милиции будет приобретено ещё пять мобильных постов, будет развернута система видеонаблюдения на улицах городов и населенных пунктов. Серьезно укрепится материально-техническая база подразделений по делам несовершеннолетних. Наконец, будет восстановлен ряд стационарных постов дорожно-патрульной службы.

В этом году нами введена система премирования для лучших участковых милиционеров по результатам работы. Начато создание добровольных народных дружин. Должен в полную силу заработать и региональный кодекс об административных правонарушениях. И на этом мы не остановимся.

Однако уровень безопасности граждан может быть высоким лишь при условии создания в полном объеме системы ранней профилактики правонарушений. Это общая задача: и для работников милиции, образования, здравоохранения, культуры, молодежных и общественных организаций. Важно и то, как организован отдых и досуг населения, как эффективно работают учреждения культуры.

В Послании Федеральному собранию и выступлении на заседании Госсовета Президент четко обозначил основные приоритеты в этой сфере. Это не только сохранение и развитие традиционной народной культуры, но и поддержка культуры села, развитие библиотечного дела.

Российской Ассоциацией библиотек город Ульяновск объявлен «библиотечной столицей России» 2008 года. Уверен, что это высокое звание ко многому обязывает и должно придать новый импульс развитию библиотечного дела. В областном бюджете на эти цели предусмотрены средства в сумме 32 миллиона рублей. Они будут направлены на открытие и оснащение оборудованием 42-х модельных библиотек в сельских районах области.

В 2008 году продолжится курс на проведение ремонтных работ в ведущих учреждениях культуры, установку противопожарных систем, комплектование фондов областных библиотек и закупку новых произведений в музейные фонды.

Известно, что с 2008 года региону передаются полномочия по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, а также государственной охране объектов культурного наследия федерального значения. Это – дополнительная ответственность. В проекте бюджета для реализации возложенных полномочий предусмотрено более 20 миллионов рублей.

Крайне важно, чтобы культурная жизнь на всей территории области была интересной и насыщенной яркими событиями, праздниками, фестивалями. В следующем году нас ждет немало памятных дат. Это и 65-летие Ульяновской области, 360-летие основания Симбирска-Ульяновска. Свою 160-ую годовщину отметит Ульяновская областная научная библиотека, а Дом-музей Ленина – 85-летие. Важным событием российского масштаба станут и торжества, посвященные 115-ой годовщине со дня рождения Аркадия Александровича Пластова.

Насыщенность культурной жизни региона должны ощущать не только ульяновцы, но и гости области. В проекте бюджета на 2008 год предусмотрено более 6 миллионов рублей на реализацию областной целевой программы развития въездного туризма. Главная цель – стимулировать создание и продвижение на рынок новых туристических продуктов, привлечь инвесторов в развитие туристической инфраструктуры. Задача сложная, но реальная: наш регион должен стать одним из крупных туристических центров Поволжья.

Решая задачу сохранения и развития человеческого потенциала региона, мы должны многое сделать для создания комфортной среды обитания граждан. Это и решение проблем строительства жилья, газификации, и обеспечение населенных пунктов современной транспортной и инженерной инфраструктурой, создание интересного архитектурного облика, благоустройство территории области, ремонт жилья, стимулирование создания ТСЖ, переселение граждан из жилья, признанного непригодным для проживания.

Для многих ульяновцев решение жилищной проблемы является одним из наиболее актуальных и «болезненных» вопросов. Сегодня, несмотря на рост вводимого в эксплуатацию жилья, спрос на рынке все равно превышает предложение. Выход один – наращивать темпы жилищного строительства, используя для этого все возможности. В том числе, и за счет реализации крупномасштабных проектов комплексной застройки территорий.

Такой проект в городе Ульяновске уже имеется. Это проект жилого района «Запад-1» с предполагаемой общей площадью жилья в один миллион квадратных метров. Проект предусматривает за 8 лет построить более 12 тысяч квартир, в которых будет проживать около 35 тысяч человек. При этом жилой район будет полностью обеспечен необходимой коммунальной, транспортной и социальной инфраструктурой. Предполагаемый объем инвестиций составляет почти 27 миллиардов рублей.

Наш проект «Запад-1» был отобран на конкурсе Росстроя среди других 38 проектов– «миллионников» в качестве экспериментального участка для комплексной застройки в рамках нацпроекта «Доступное и комфортное жильё – гражданам России». На софинансирование данной подпрограммы в областном бюджете на 2008 год предусмотрены средства в сумме 38 миллионов рублей.

Другими важными направлениями региональной жилищной политики в 2008 году станут расселение граждан из ветхого и аварийного фонда, развитие системы ипотечного жилищного кредитования, в том числе через «Ульяновскую областную корпорацию ипотеки и строительства», развитие малоэтажного индивидуального строительства жилья.

Особый вопрос – оказание помощи обманутым дольщикам. В июне этого года Законом области принята областная целевая программа по решению проблем обманутых соинвесторов долевого строительства. Программой предусматривается предоставление субсидий на приобретение жилья пострадавшим. В первую очередь свидетельства будут выданы: многодетным семьям; семьям, имеющим детей-инвалидов; семьям, имеющим детей в возрасте до 6 лет; инвалидам 1,2,3 групп; гражданам, не имеющим помещений для постоянного проживания. Проектом областного бюджета на 2008 год предусмотрено финансирование вышеуказанной программы в сумме 50 миллионов рублей.

Главной задачей на 2008 год для руководителей всех муниципальных образований, в первую очередь для городов Ульяновска и Димитровграда, является максимальное насыщение рынка жилищного строительства самым дефицитным ресурсом – землей.

В 2008 году нам предстоит решить одну из самых сложных проблем: найти механизм обеспечения жильем, максимально удобный и «щадящий» для граждан с невысоким уровнем доходов. К ним мы относим, прежде всего, работников бюджетной сферы. Тем более, что в других регионах уже накоплен интересный и полезный опыт в этом вопросе.

В следующем году мы будем продолжать реализацию программы газификации сельских районов области. До конца этого года будут газифицированы все районные центры, за исключением Карсуна, куда газ придет в первом полугодии 2008 года. Таким образом, данное нами с вами обещание, что мы за два-три года газифицируем все районные центры, будет, безусловно, выполнено.

Но реализация программы газификации на этом не закончится. В 2008 году основное внимание будет уделено строительству межпоселковых сетей в Сурском, Старомайнском, Инзенском и Вешкаймском районах. В проекте бюджета на эти цели, а также на подготовку проектно-сметной документации предусмотрены субсидии в размере 300 миллионов рублей.

И мы рассчитываем, как я уже говорил, со следующего года в тесном сотрудничестве с Газпромом приступить к реконструкции магистрального газопровода «Старая Бинарадка-Димитровград-Ульяновск» и началу строительства магистрального газопровода «Сызрань-Ульяновск». Это должно дать нам дополнительные объемы газа в размере трех миллиардов кубометров для обеспечения устойчивого газоснабжения как действующих, так и новых производств.

Осуществление газификации сельских районов позволяет нам системно вести работу и по модернизации объектов теплоэнергетики, в первую очередь в тех сельских районах, где львиная доля котельных работает на мазуте и печном топливе. На эти цели в проекте бюджета предусмотрены субсидии муниципальным районам на сумму в 220 миллионов рублей.

Кроме того, в настоящее время подписано соглашение между Правительством области, Фондом «Национальный резерв» и муниципальными образованиями, что позволит нам привлечь в будущем году в модернизацию объектов теплоэнергетики частные инвестиции в размере свыше 900 миллионов рублей.

Плачевное состояние автомобильных дорог, как межрайонных, так и внутригородских, давно уже стало притчей во язытцах. Привести наши транспортные магистрали в нормальное состояние – это стратегическая задача, поставленная Президентом и поддержанная партией «Единая Россия». Уже в этом году город Ульяновск получит на ремонт дорожного покрытия 487 миллионов рублей из федерального бюджета.

В проекте областного бюджета на следующий год предусмотрено увеличить финансирование дорожного хозяйства с 429 до 646 миллионов рублей, то есть в полтора раза. Скажу прямо: текущая потребность, которая бы в полной мере обеспечила сохранность и развитие дорожной инфраструктуры, в два раза выше запланированного объема финансирования.

В 2008 году мы разработаем и примем четкую и продуманную стратегию развития дорожной отрасли. Считаю, что для поддержания сети автомобильных дорог в работоспособном состоянии, необходимо осуществить переход на нормативное финансирование их содержания, а также решить вопрос о передаче межмуниципальных дорог в областную собственность. С принятием федерального закона «Об автомобильных дорогах» для этого созданы необходимые правовые предпосылки.

О строительстве моста через Волгу. Объем софинансирования на 2008 год со стороны области составит 210 миллионов рублей. Это позволяет нам рассчитывать на получение в следующем году федерального финансирования в размере 4 миллиардов рублей.

Развитие дорожной сети неразрывно связано с решением другой острой проблемы – обновлением подвижного состава пассажирского транспорта. 85 процентов автобусов, работающих на перевозке пассажиров, имеют срок эксплуатации более 10 лет. Поэтому в рамках областной целевой программы «Обновление подвижного состава общественного автомобильного транспорта Ульяновской области» нами уже в первом полугодии текущего года приобретено 27, а до конца года планируется закупить ещё 102 автобуса. Покрытие затрат по их приобретению заложено в том числе и в бюджет 2008 года в сумме 67,7 миллионов рублей. Таким образом, мы фактически за один год сможем на треть обновить автобусный парк предприятий общественного транспорта и снизить напряженность на маршрутах, в первую очередь, на заволжском направлении города Ульяновска.

Стратегические задачи, направленные на развитие человеческого потенциала и создание комфортных условий жизни граждан невозможно решить без проведения активной экономической и инвестиционной политики.

Поэтому наши главные усилия в 2008 году будут сосредоточены на формировании промышленной зоны «Индустриальный парк «Заволжье». В рамках реализации этого проекта планируется сформировать новую промышленную зону, обеспеченную всеми необходимыми инженерными коммуникациями, для создания новых производств. Это позволит в течение пяти лет построить не менее восьми новых современных предприятий, привлечь около 15 миллиардов рублей инвестиций, создать несколько тысяч новых рабочих мест и получить в конечном итоге около 2,5 миллиардов рублей дополнительных налоговых отчислений. Уже достигнуты договоренности и заключены соглашения с рядом крупных транснациональных компаний о размещении их производств в рамках будущей промышленной зоны. Наиболее ярким примером является на сегодняшний день проект по строительству пивоваренного завода компании «САБМиллер». Мы завершили переговоры на этой неделе с одной из ведущих мировых компаний о строительстве двух заводов, которые уже в 2010 году будут производить продукцию на сумму 10 млрд. руб.

При этом мы будем по-прежнему всемерно поддерживать развитие ключевой отрасли промышленности – машиностроения. Её потенциал позволяет прогнозировать увеличение объёмов производства в обрабатывающих производствах в 2008-2010 годах на 10% ежегодно. «Локомотивами роста» будут бюджетообразующие предприятия отрасли – УАЗ, и, особенно, «Авиастар», на базе которого запланирована реализация масштабной программы Объединённой авиационной корпорации по выпуску новых авиалайнеров Ил-476, ТУ-204.

Правительством области в 2008 году будет уделено самое серьезное внимание развитию внутриобластной и межрегиональной производственной кооперации. Планируется, что суммарный объем поставок комплектующих для автомобильных заводов УАЗа и ВАЗа составит в целом более 9 миллиардов рублей. Со следующего года мы приступим к реализации крупного российско-китайского проекта, реализация которого уже в 2008 году дает возможность выпускать порядка 15-20 тысяч легких грузовиков.

Также необходимо более эффективно использовать и имеющиеся на территории региона природные ресурсы. Нам предстоит ликвидировать исключительно сырьевую направленность и создать необходимые условия и мощности для глубокой переработки древесины. Перед созданным недавно областным Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды стоит задача обеспечить максимальное вовлечение полезных ископаемых региона в хозяйственный оборот. Для этих целей в 2008 году планируется провести 15 лесных аукционов и 10 аукционов по добыче общераспространенных полезных ископаемых, в результате чего в доход областного бюджета ориентировочно поступит 53 миллиона рублей.

Однако столь же важно в полном объеме обеспечить необходимые природоохранные мероприятия. В том числе и в сфере водопользования. В проекте областного бюджета на следующий год предусмотрены средства в размере 29 миллионов рублей. Они будут направлены на выполнение берегоукрепительных и водоохранных мероприятий по охране Куйбышевского водохранилища и осуществление мероприятий по предотвращению негативного воздействия речных вод. Это позволит защитить от затопления и подтопления территории муниципальных образований и предотвратить возможный ущерб на сумму 712 миллионов рублей.

Бюджетная поддержка агропромышленного сектора будет осуществляться в рамках областной целевой программы «Развитие приоритетных направлений АПК Ульяновской области на 2007-2009 годы». 184 миллиона рублей будут направлены на техническое переоснащение хозяйств, семеноводство, кадровое обеспечение предприятий АПК, развитие животноводства и садоводства, применение средств химической защиты растений и удобрений. Кроме того, на субсидирование процентных ставок по привлечённым кредитам в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» будет направлено 52,5 миллиона рублей.

2008 год должен стать годом серьезного прорыва в развитии сельского хозяйства. Ведь только сумма привлеченных в отрасль внешних инвестиций должна составить около 5 миллиардов рублей. После оформления инвесторами земельных участков в собственность и вовлечения их в оборот в Ульяновской области останется всего 107 тысяч гектаров неиспользуемой пашни, что почти в пять раз меньше, чем в 2004 году.

Особое внимание будет уделено техническому перевооружению АПК. В 2008 году на приобретение техники будет направлено 1,5 млрд. рублей. Напомню, в 2005 году на эти цели было направлено 200 млн. рублей, что дало возможность приобрести 102 единицы техники, в 2006 году эти цифры составили 600 млн. и 323, в 2007-м – 1,1 млрд. рублей и 850 единиц техники.

Планируется, что в следующем год будут введены в эксплуатацию семь свиноводческих комплексов на 12 тысяч голов свиней каждый, в Новомалыклинском районе, свиноводческий комплекс на 54 тысячи голов свиней в Ульяновском районе, птицеводческий комплекс по производству 50 тысяч тонн мяса птицы в год в Мелекесском районе.

Несколько слов о поддержке малого бизнеса и предпринимательства. Нынешний год, объявленный в Ульяновской области Годом поддержки предпринимателя, наглядно показал, что органам исполнительной власти предстоит пройти непростой и трудный путь, чтобы не просто вести с предпринимателями конструктивный диалог, но и оказывать им реальную и эффективную поддержку. В проекте бюджета на 2008 год на эти цели предусмотрено 12 миллионов рублей. Большая часть этих средств должна быть направлена на возмещение части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, полученным субъектами малого предпринимательства.

Остановлюсь и на вопросе, который не нашел своего отдельного отражения в проекте бюджета 2008 года – поддержка науки и инноваций. Правительством области совместно с ведущими вузами и НИИ была проделана большая работа по созданию основных элементов инновационной инфраструктуры – областного технопарка и индустриального парка. Их запуск планируется осуществить в следующем году. Будет продолжена и реализация инновационных проектов, в частности, в области малой энергетики, а также в сфере здравоохранения. В рамках соглашения между Правительством области и Российским фондом фундаментальных исследований в 2008-2010 годах будет проводиться региональный конкурс научно-исследовательских работ и проектов по фундаментальным проблемам науки. Привлекаемый ежегодный объем финансирования по данному конкурсу составит 10 миллионов рублей.

Наконец, в настоящее время начата совместная работа Правительством области, НИИАРом и Ульяновским государственным университетом по созданию в регионе Центра нанотехнологий и наноматериалов. Это направление в инновационной деятельности является одним из основных федеральных приоритетов, и у нас есть шанс принять самое активное участие в реализации разработок ульяновских ученых в сфере нанотехнологий при поддержке федерального Центра.

Таким образом, уважаемые депутаты, вам представлены ключевые направления нашей бюджетной политики в 2008 году. Их реализация напрямую зависит от того, насколько успешно мы сможем решить проблемы модернизации системы государственного и муниципального управления в Ульяновской области.

Вынужден сказать, что в условиях происходящих в Ульяновской области перемен, органы государственного и муниципального управления пока еще не представляют собой образец для подражания. Довольно часто действия властей на всех уровнях малопонятны, бессистемны, а порой и вовсе непредсказуемы. Неумение концентрировать ресурсы на ключевых направлениях, выделять главное, работать инициативно и творчески для многих чиновников руководящего звена как было нормой жизни, так и продолжает оставаться.

Выход один: в современных напряженных условиях, когда между регионами идет жесточайшая конкуренция за человеческий капитал, когда необходимо максимально рационально тратить каждый бюджетный рубль, органы власти должны научиться работать в новой ситуации.

Поэтому 2008 год для Ульяновской области станет периодом реализации программы реформирования общественных финансов. Такой путь уже пройден многими передовыми регионами: Чувашией, Белгородской и Ростовской областями. Их практика и технологии признаны лучшими в России.

Стоит отметить, что по результатам конкурсного отбора субъектов Российской Федерации для получения субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов по итогам 2006 года Ульяновская область вошла в первую пятерку. Это позволило нам получить финансирование для реализации областной целевой программы реформирования региональных и муниципальных финансов.

Одним из главных направлений реформирования является бюджетирование, ориентированное на результат. Вся деятельность органов власти, таким образом, будет тесно увязана с достижением конкретных результатов, за которые несут ответственность руководители отраслей и направлений. Система должна быть максимально прозрачной и контролируемой, что, помимо всего прочего, позволит нам финансировать расходы только на те полномочия, которые отражены в действующем законодательстве.

Реформирование системы региональных и муниципальных финансов призвано создать принципиально новые условия во взаимоотношениях с муниципальными образованиями. Ульяновская область уже два года реализует реформу местного самоуправления. Практика показывает, что постепенно происходит реальное закрепление вопросов местного значения за соответствующими уровнями муниципальной власти. И это весьма показательно. Органы местного самоуправления городских и сельских поселений оказались в состоянии, невзирая на все трудности, действительно выполнять большую часть возложенных на них полномочий.

Нашей стратегической задачей в области местного самоуправления является создание к 2009 году условий для самостоятельного исполнения муниципалитетами всех полномочий, закрепленных за тем или иным уровнем местной власти действующим законодательством.

Главное препятствие на пути к этой цели – низкий уровень квалификации государственных и муниципальных служащих. В связи с этим не могу не затронуть вопрос о совершенствовании системы управления государственной собственностью. В настоящее время нами разработана процедура по изъятию объектов госсобственности из хозяйственного ведения ОГУПов и передаче их в казну Ульяновской области. Это не только дает нам возможность предоставлять имущество в аренду на более выгодных условиях, но и позволяет сохранять в областной собственности недвижимость в случае инициирования процедуры банкротства в ОГУПах.

Мы должны научиться быть рачительными и бережливыми хозяевами, у которых каждая копейка приносит казне ощутимый доход. Глубоко убежден, что и реализация всех запланированных мероприятий по созданию системы областного кадастра объектов недвижимости позволит нам, наконец, получать ощутимую прибыль от главного общественного богатства – земли.

Уважаемые депутаты!

Представленный вам проект бюджета в целом носит сбалансированный характер и носит социальную направленность. Его с полным правом можно назвать «бюджетом реализации региональных полномочий». Сегодня мы должны консолидировать все имеющиеся ресурсы и возможности, чтобы обеспечить решение главной задачи – сбережение жителей Ульяновской области. Жить по средствам, эффективно использовать то, что мы имеем и упорно работать на благо людей. Быть открытыми, в том числе и для критики. А главное – быть успешными.

Считаю, что главным лозунгом для нас должны быть слова архимандрита Гавриила: «Украшайте свои души добрыми делами».

Благодарю за внимание.