Волжский транспортный коридор продолжает расти
ЗАВТРА в столице Ульяновской области пройдет установка на капитальные опоры очередного, 16-го по счету, пролетного строения мостового перехода через реку Волгу. Эти монтажные работы станут еще одним «кирпичиком» в деле строительства масштабнейшего из мостовых сооружений в Поволжье.
Таких фундаментальных, с размахом, строек город на великой реке не знал, пожалуй, с царских времен. А как известно, чем больше масштаб, тем выше объем финансирования и степень ответственности. За два десятилетия, что ведется эта стройка, местные жители уже сложили поговорку, что, дескать, скорее два берега сойдутся, чем пустят мост. Переход действительно долгие годы оставался долгостроем по причине недостаточного финансирования или отсутствия оного вообще. Однако надеждам улья-новцев на перспективную магистраль все же суждено было сбыться, когда в 2002 году ГУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» подписало государственный контракт, согласно которому генеральным подрядчиком было определено ЗАО «Балтийская строительная компания». Тогда же началось и регулярное финансирование из федеральной и региональной казны. Объемы выделяемых бюджетных средств неизменно росли с каждым годом: в 2003-м на строительство моста государством было потрачено 260 миллионов рублей, в 2004-м – 300, а в 2005-м – уже 780 миллионов. Более весомые суммы стали поступать после подписания соглашения между региональным правительством и Федеральным дорожным агентством «Росавтодор». Уже в 2006 году на строительство было выделено и поступило из бюджетов всех уровней 2,4 миллиарда рублей.
С пополнением бюджета на строительство стали нарастать и темпы монтажа. Если до 2005 года мостостроители устанавливали не более одного пролетного строения в год, то в 2006-м под руководством генерального подрядчика были осуществлены монтаж и установка двух пролетов. В текущем году при условии своевременного финансирования планируется установить четыре пролетных строения. Первая пара из них (№21-22 и №4-5) была собрана на стапелях в намеченные сроки, и предстоящие в субботу монтажные работы положат начало ключевым событиям 2007 года в летописи строительства моста.
Выполнение работ по установке пролетного строения №21-22 будет вестись высокопрофессиональными специалистами ООО «Ремстроймост» (ГК «Волгатранс-строй») под руководством генерального директора Р.И. Рахметова. По существующей технологии, пролетное строение будет снято с прибрежных пирсов с помощью понтонных плавучих опор и на них доставлено к месту окончательного монтажа на стационарных русловых опорах. Трудоемкая операция начнется рано утром, займет весь день и потребует участия в работе всего коллектива ООО «Ремстроймост». Уникальный опыт генподрядных работ, полученный еще на стройках Советского Союза, специальная техника и современные технологии, отмеченные сертификатом системы менеджмента качества ИСО 9001-2000, позволяют коллективу ООО «Ремстроймост» планомерно собирать и устанавливать одно пролетное строение моста за другим, приближая момент окончательного ввода его в эксплуатацию.
Следующим, еще более сложным этапом для специалистов ООО «Ремстроймост» (ГК «Волгатрансстрой») станет участие в установке пролетного строения №4-5, намеченной на первую декаду августа. Им предстоит транспортировка на плавучих опорах этого пролета к месту установки его на русловые опоры в высоком уровне. Сложность предстоящей операции заключается в том, чтобы точно завести сооружение в проем между капитальными русловыми опорами, на которых смонтировано оборудование фирмы «Fressinet». Подобная техника предназначена для поэтапного подъема пролета до нужной высоты, что значительно ограничивает маневренность плавучих опор. Это означает, что сотрудникам ООО «Ремстроймост» придется вести ювелирную работу – двигать пролет буквально по считанным сантиметрам. Выполнив свою часть работы, специалисты ООО «Ремстроймост» передадут эстафету работникам ОАО «Волгомост», которые займутся подъемом и установкой пролетного строения с использованием техники «Fressinet», впервые применяемой на строительстве ульяновского моста.
В настоящее время, не дожидаясь завершения установки готовых пролетных строений, компании-субподрядчики начали сборку на левобережных стапелях двух следующих пролетов – №22-23 и №5-6. В конце октября, когда работы будут окончены, если позволят погодные условия, планируется их монтаж.
При условии своевременного выделения в 2007 году из федерального бюджета дополнительных лимитов в размере полутора миллиардов рублей ООО «Ремст-роймост» намерено заказать в четвертом квартале 2,5 тысячи тонн металлоконструкций для начала сборки следующих пролетных строений.
За плечами специалистов ООО «Ремстроймост» не только возведение ульяновского моста, но и строительство, а также реконструкция еще одиннадцати мостовых переходов. Установка же пролетных строений массой более четырех тысяч тонн с использованием плавучих опор на сегодняшний день – явление уникальное. ГК «Волгатрансстрой», куда входит ООО «Ремстроймост», включает в себя целый комплекс подразделений, которые обеспечивают весь цикл работ, сопутствующих процессу строительства. Здесь накоплены богатый опыт и высокое мастерство в проектировании и реализации инвестиционных строительных проектов совместно с ведущими российскими и зарубежными банками. Внедрение системы частно-государственного партнерства, подразумевающей привлечение и собственных, и кредитных ресурсов частных инвесторов, позволяет добиться весомого результата, каковым и станет сдача в эксплуатацию значимого стратегического объекта.
Мост, включенный в федеральную целевую программу «Модернизация транспортной системы России (2002 – 2010 годы)», явится важнейшим звеном транспортного коридора, соединив европейскую часть страны с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком. Подобных объектов у нас пока не существует, длина только одного пролетного строения равна 220 метрам при весе 4115 тонн каждое. Общая протяженность надводной части сооружения составит 5,8 километра, а с подходами – 12,9 километра.Согласно проекту, верхний ярус моста будет использоваться для четырехполосного движения автомобильного транспорта, а по нижнему «этажу» будет курсировать скоростной трамвай. При условии своевременного финансирования срок сдачи в эксплуатацию первой очереди моста, что предусматривает открытие автомобильного движения по верхнему ярусу, – конец 2009 года. Только по предварительным прогнозам экспертов, в сутки через переход смогут проезжать 30 тысяч автомобилей.
Монтаж каждого участка, делающий мост все длиннее, а два берега – все ближе, – серьезное событие не только для строителей моста и жителей Ульяновска, но и для россиян вообще. Существующий двухполосный автомобильный переход, пристроенный полвека назад к тогдашнему 40-летнему царскому железнодорожному мосту, уже давно не справляется с нагрузкой. Растущий с каждым днем транспортный поток приводит в конечном счете к многочасовым пробкам, и необходимость новой, надежной и вместительной транспортной артерии для области очевидна. Ввод в эксплуатацию первой очереди мостового перехода увеличит и конкурентные преимущества региона, связанные с возможностью создания новых межрегиональных транспортных коридоров, складских терминалов и логистических центров. Но так же трудно переоценить и стратегическую важность объекта в масштабах страны, ведь надводный переход позволит существенно сократить путь – как с географической, так и с экономической точки зрения – в удаленные от центра регионы.