Федеральный центр поддержал ульяновских нанотехнологов

В УЛЬЯНОВСКЕ начались работы по созданию Центра нанотехнологий. Вчера стало известно, что соответствующее решение уже подкреплено финансированием из федерального бюджета.

Центр создается на базе Димитров-градского научно-исследовательского института атомных реакторов (НИИ АР) и Ульяновского государственного университета (УлГУ). В стенах этих заведений начали заниматься вопросами нанотехноло-гий задолго до того, как с подачи высшего руководства страны эта задача была включена в число приоритетных направлений развития науки и промышленности. Во многом именно существующим заделом и объясняется видимая легкость, с которой волжанам удалось получить поддержку федерального центра.

По словам руководителя отдела обеспечения инноваций областного департамента науки Александра Фомина, интеллектуальный потенциал Ульяновской области прежде оставался нереализованным из-за отсутствия материального обеспечения. Как говорил лес-ковский Левша, «по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так, глаз пристрелявши». Примерно так, «пристрелявши глаз», прежде приходилось работать многим ученым. Так, «Российская газета» уже рассказывала о необычных открытиях профессора госуниверситета Олега Гадомского. Не имея экспериментальной базы, он с помощью теоретических выкладок доказал еще два года назад, что отражени-

ем света можно управлять, используя удивительные свойства нано-частиц, а значит, делать, например, тела невидимыми. Точнее, вместо тела будет черное пятно. А еще его разработки доказывают реальность производства сверхтонких экранов мониторов, которые можно будет свернуть в трубку или повесить на стену. В то время «нано» еще не было сверхпопулярным словом, зато журналисты быстро подхватили весть о создании «плаща-невидимки». Информация о необычном открытии прошла по всем мировым агентствам: это вам даже не заводная блоха. Все говорили о сенсации, между тем профессор признавался корреспонденту «РГ», что теперь главное – перейти к экспериментам. Да вот только «мелкоскопа не имеем» по причине отсутствия средств.

Теперь, с созданием Центра, появляется возможность получить федеральные средства, поясняет Фомин. Его организационно-правовая форма еще не определена, однако, как считают в департаменте инноваций, это не главное. Важно, что работа уже идет и получен первый транш – 76 миллионов рублей. Эти средства будут направлены на поддержку основных участников проекта – УлГУ и НИИАРа – и приобретение суперсовременного оборудования. В частности, на 33 миллиона предполагается закупить электронные микроскопы, атомно-иловые микроскопы, аналитическое оборудование, которое станет основой Центра коллективного пользования. Коллективного – потому что там смогут работать не только ученые госуниверситета и НИИ атомных реакторов, но и специалисты других вузов и исследовательских заведений Ульяновской области.

Ректор госуниверситета, доктор физико-математических наук Борис Костишко, как выяснилось, сам специализируется на исследованиях в области нанотехнологий. Это(«нано» означает одну миллиардную часть, нанометр близок к размеру атома), поясняет он, это широчайший спектр направлений

науки – от биологии до полупроводников. В университете по многим из них ведется работа уже давно. Темами особых свойств сверхминиатюрных объектов занимаются 12 научно-исследовательских групп под руководством докторов наук. Основные и наиболее перспективные направления – источники питания, биологические объекты (здоровьесберегающие технологии), материаловедение в области диатомита, нанокристаллические полупроводники, радиационные технологии, но наиболее важные – совместная работа с НИИАРом.

«Наносфера», как правило, это прежде всего – фундаментальная наука с прицелом на перспективу, однако, по словам Костишко, пока

У Олега Гадомского появился уникальный шанс подтвердить теорию практикой.

университет больше заинтересован в прикладных направлениях, которые смогут дать эффект уже в ближайшее время. Например, природный материал диатомит (состоящий преимущественно из древних диатомитовых водорослей) имеет нанопоры, обладающие удивительными физическими и химическими свойствами, которые позволят применять его для обеззараживания воды, в том числе для очистки ее от радиоактивных отходов.

– Когда-то мы варварским способом создавали атомные электростанции и атомные бомбы, нанося природе страшный ущерб, теперь пришло время от этого очищаться, – говорит Костишко.

Координировать глобальные направления будет совет, сформированный из ведущих ученых региона и руководителей предприятий, заинтересованных в применении нанотехнологий.

Кстати, наш давний знакомый профессор Олег Гадомский, которого ректор назвал известным теоретиком в области нанотехнологий, тоже войдет в этот совет. Теперь у него появится долгожданная возможность проверить теорию практикой.

– Отсутствие необходимого оборудования как раз и было для нас главной проблемой, – пояснил Костишко. – Теперь появится реальная возможность приступить к полноценным исследованиям.

Кто знает, глядишь – через какое-то время «шапка-невидимка» станет реальностью. Только увидим ли мы ее – еще вопрос: насколько известно, первыми, кто заинтересовался открытием, были военные.