Двадцать лет не работает хлораторная станция на очистных сооружениях поселка Языково. А сами очистные, введенные в эксплуатацию в 1974 году, из-за того, что не функционирует ни одна ступень очистки, только собирают по поселку сточные воды и перекачивают их в реку Урень.

ЛАБОРАТОРНЫЕ АНАЛИЗЫ ПОКАЗАЛИ, ЧТО ИЗ-ЗА ЭТОГО ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В РЕКЕ ПРЕВЫШАЕТСЯ В СОТНИ РАЗ. А 12 элементов, сбрасываемых в Урень, особо опасны. Природоохранная прокуратура, мотивируя свои действия этими и рядом других фактов, обратилась с иском в Карсунский суд. Который, в свою очередь, принял решение – запретить арендатору очистных сооружений ООО «Водрем» сброс сточных вод.

НАШа справка

Карсунский суд удовлетворил требования межрайонного природоохранного прокурора. Признал бездействие муниципального образования Языковское городское поселение по организации водоотведения незаконным. Запретил ООО «Водрем» сброс сточных вод до получения решения о предоставлении водного объекта в пользование. Обязал «Водрем» и поселение обеспечить нормативную очистку сточных вод. И обязал поселение провести реконструкцию очистных сооружений до 1 января 2009 года.

То есть, согласно решению суда, директор предприятия Юрий Гусев должен закрыть задвижки и не выпускать канализацию за пределы Языкова.

– И это означает, что мы наживем экологическую катастрофу, – уверен Юрий Анатольевич. – По всему поселку будут течь фекалии.

С этой уверенностью нельзя не согласиться – почти трехтысячный поселок ежедневно сливает порядка ста кубометров нечистот.

Директор «Водрем» Юрий Гусев прекрасно понимает, что эксплуатация этих очистных незаконна. Что нечистая вода попадает в реку. С другой стороны, у него есть свое мнение.

– Я обязан исполнить решение суда, – говорит Гусев. – Вот только ума не приложу, как. Я – арендую водовод и канализацию. Собственником коммуникаций является городское поселение. Да, я провожу текущий ремонт коммуникаций, но капитальный ремонт – не моя обязанность. Я 15 лет в этой системе и до сих пор многого в ней не понимаю. Например, зачем нужна новая лицензия на недропользование, если в 2003 году мы ее уже получали, и она действительна до 2013-го! Правда, тогда предприятие было другое – МУП «ЖКХ», но в лицензии ведь все один к одному. Как было восемь скважин, так и осталось. Даже фамилия-имя-отчество директора те же. Ну, разве что численность поселка изменилась. Но с нас требуют именно новую лицензию. Это время, это деньги. Порядка восьмидесяти тысяч уже заплатили, еще столько нужно, не меньше.

По словам Гусева, точно такая же волокита предстоит с томом ПДС (предельно допустимое содержание вредных веществ в сточных водах). Хотя он тоже у МУП ЖКХ имелся, а в новом ничего не поменяется. То есть, любимое государство озабочено пополнением казны за любой счет. Ни денег, ни времени на развитие оно никому не оставляет. Плати, и будешь работать. Не заплатишь – свободен!

ООО «Водрем» заключил договор аренды с Языковским городским поселением на 11 месяцев. Гусев говорит, что знал, на что идет и все эти проблемы ожидаемы.

– Почему же вы согласились стать, простите, мальчиком для порки? – спрашивает репортер «НГ».

– Но ведь должен кто-то заниматься канализацией! – резюмирует он. – Никогда в жизни мы не дождемся дядю с толстым кошельком, который отвалит нам десятки миллионов (постройка новых очистных в Языкове обойдется примерно в 40 миллионов рублей – Ред.) и скажет: «Работайте на здоровье». Если бы у нас все было исправно, здесь давно были бы умельцы из города Москау и стригли бы купоны. А так – приходится в черном теле вкалывать нам. Правдами и неправдами.

Юрий Гусев не считает себя крайним в этой ситуации. Есть закон, его надо соблюдать – уверен он.

Какие деньжищи нужны на соблюдение российских законов – вопрос другой.

И не к Гусеву.

* По материалам Карсунского районного суда.