Чтобы восстановить честь своего деда, ульяновец Олег Ерохин стал поисковиком
Федор Пирогов пропал без вести в 1942 году. О нем ходили разные слухи, а некоторые считали исчезнувшего предателем. Только супруга Пирогова, Мария, никогда в это не верила. Перед смертью она завещала своему внуку Олегу Ерохину найти останки деда и доказать, что тот был героем. Так Ерохин расстался с тележурналистикой и занялся поисками. Через три года он раскрыл тайну гибели Пирогова. Дед Олега не был предателем. Он погиб с честью, защищая Родину.
Стереть клеймо
Несколько лет назад многообещающий журналист Олег Ерохин даже предположить не мог, что когда-нибудь станет поисковиком. Всю его жизнь изменила последняя воля бабушки. Умирая, Мария Федоровна рассказала внуку о загадочном исчезновении его деда в 1942 году. Одни считали, что Федора Пирогова сразила шальная пуля, другие – что он попал в плен и стал шпионом.
– Твой дед всегда был честным человеком, – перед смертью сказала Олегу бабушка. – Я знаю, что он погиб как герой. Найди его могилу и похорони моего любимого вместе со мной.
Ерохин связался со своей знакомой, работающей в поисковой группе под Новосибирском. «А слабо тебе снять о нас фильм», – сказала она Олегу, и тот, не задумываясь, согласился. Отсняв киноленту о поисковиках, Ерохин к журналистике решил не возвращаться.
– Там были останки тысяч погибших солдат, – вспоминает Олег. – Они отдали свою жизнь за родную землю. Но никто о них не знал, никто их не хоронил. Никогда не забуду, как поисковики отыскали дочь одного из погибших. Пропавшего без вести отца этой сельчанки всегда считали предателем. Для нее это было просто клеймом. Когда мы рассказали этой женщине, как погиб ее отец, и показали его могилу, она плакала. И все село пришло к ней просить прощения.
Из экспедиции Олег вернулся другим человеком. Он создал поисковую службу под названием «Набат» и лично ее возглавил. Целью этой организации стало раскрывать судьбы исчезнувших во время Второй мировой войны людей.
– А знаете, раньше ведь поисковые работы властями не приветствовались, – говорит Олег, – на них было наложено негласное табу. Считалось, что всех погибших с честью уже похоронили. Остальные – либо бывшие узники, либо предатели. Но люди продолжали натыкаться на усеянные костями поля и висящие на деревьях останки парашютистов. Они хотели объяснений.
От Кабардино-Балкарии – до Украины
После всего пережитого Ерохин стал рьяно принимать участие в поисках погибших солдат и сделал немало открытий. «А как же твой дед? – напоминала ему мама. – Ты стольких человек нашел, а он-то до сих пор непонятно где лежит?» И Олег с головой ушел в поиски деда. Но найти его следы оказалось практически невозможно.
– Я знал только, что дедушка – уроженец Кабардино-Балкарии, – говорит Ерохин. – Стал копать дальше – тупик! Данные из тамошнего военкомата были безвозвратно утеряны или уничтожены. Обратился в ФСБ. Там мне сказали: «Будьте мужественны и готовы к тому, что ваш дед в списках предателей.
Олегу посоветовали искать «фонды» по Пирогову в архивах НКВД. Было предположение, что дед Ерохина попал в плен, а потом под его именем в российскую армию внедрился сотрудник германских спецслужб. Но Олег в это не верил, как не верила и его бабушка. Он добрался до энкавэдэшных архивов. В списке из 38 человек имени своего деда Ерохин не обнаружил. Тогда он построил собственную гипотезу. Вычислил все полки, которые призывались в тот момент из Кабардино-Балкарии. Шаг за шагом собирал по ним информацию.
Один из этих полков во время войны был отправлен на Украину. Тут Ерохин вспомнил, что однажды бабушка рассказывала, как ехала в Россию с Украины с годовалой дочкой. Он поднял архивы «украинского» полка и нашел имя Пирогова!
Шокирующее открытие
Оказалось, дед Олега попал в понтонно-мостовой батальон, расквартированный в хуторе Скиты под нынешним Волгоградом. Он служил на переправе понтонером и исчез 13 мая 1942 года. Ерохин сумел отыскать в полковом архиве еще одно боевое донесение от 16 августа этого же года. В нем значилось, что простреленное тело Федора Пирогова вытащили из реки. 13 мая он погиб во время бомбежки, и тело унесло течением. К берегу останки солдата прибило только 16 августа. Но Пирогова смогли опознать. Так Олег доказал, что его дед не был предателем, а защищал родину и погиб с честью.
– Захоронили его даже не в могиле, а так, в близлежащей воронке, – говорит Ерохин. – А я вот до сих пор не съездил на его могилу.
Открытие Олега ввергло в шок всю его семью.
– Теперь мы можем смотреть людям в глаза с гордостью, – считает Ерохин. – Пирогов был героем!
На 60-летие Победы семья Ерохиных ездила на место гибели и захоронения родственника. Правда, хутора Скиты под Волгоградом больше не существует.
– Мы собираемся эксгумировать останки моего деда и перезахоронить их рядом с умершей бабушкой, как она и просила. Пусть спит спокойно, а ее любимый всегда будет рядом, ведь она в нем никогда не сомневалась…
P.S.: В настоящее время Олег Ерохин возглавляет ульяновскую поисковую группу «Набат». В одной из экспедиций он обнаружил останки 20-летнего солдата, погибшего на Второй мировой войне. Его личность была установлена по обычной алюминиевой ложке, где парнишка нацарапал свое имя и данные. В 1942 году Сталин отменил нагрудные идентификационные медальоны для советских солдат, и те пользовались любыми подручными средствами, дабы их потом опознали. Найденная Ерохиным ложка пробита пулей. На ней нацарапано: «Терентьев В.П.». Олег выяснил, что этот рядовой призывался из Ленинградской области. Теперь он ищет родственников солдата, чтобы сообщить им: Терентьев не предатель, он погиб, защищая Родину!