Садовые «маршрутки» чиновников не интересуют
Повод к написанию этих строк только один – звонки читателей, обычных горожан, садоводов. Хотя важнее повода, чем читательский запрос, наверное, и нет. Особенно если учесть, что сама власть на запросы граждан не реагирует. А ульяновских читателей, большинство из которых по совместительству еще и садоводы, интересует, кто и почему запретил маршрутным такси ездить в садоводческие товарищества.
Казалось, вопрос не настолько серьезный, чтобы его поднимать в газете. Но учтем, что садоводство – традиционное хобби советского народа, привитое когда-то партией и правительством, в потугах решить продовольственную программу, и попавшее на благодатную почву: людям всегда хотелось иметь хоть что-то свое. И все нынешние горожане среднего и старшего возрастов, получив прививку, уже не могут избавиться от привычки выращивать морковку с помидорами, хотя все это проще и даже дешевле купить в магазине. Может, лет через 15 все изменится, но на сегодня садоводство – чисто российский образ жизни.
И вот теперь, с новым урожаем, с полными тележками, рюкзаками и сумками они мучаются в давке переполненного автобуса.
– Я-то ничего, привыкшая, – говорит Надежда Петровна из Заволжья, а вот маме моей уже за восемьдесят, для нее наш сад – как лечебное средство. Но стоять в этой давке уже невозможно, а «маршруток», что спасали нас от давки в прошлые годы, больше нет. Водители «Газелей» говорят, что их на маршрут не пускают. Как же это так? Ведь «газельщики» от власти ничего не просили, денег у власти не брали, возили нас по тем же ценам, что и государственные автобусы, а то и ниже. В чем они провинились? И в чем провинились мы?
Выяснилось, что юркие «Газели» и вправду не могут выезжать в сады.
– Департамент не дает нам транспорта, – признался один из частных перевозчиков, владелец «маршруток», просивший по понятным причинам не называть его имени. – Нам-то ведь только лучше, когда есть дополнительная работа, особенно в выходные дни, когда наплыв садоводов. Я готов дополнительно направлять туда и большие автобусы.
– Доля правды есть, – сказал начальник управления транспорта областного Минтранса Игорь Ершов. – У них просто нет особого желания работать по всем правилам работы на маршруте. Есть порядок допуска на маршрут. У нас главное условие одно: чтобы было расписание, согласованное с органом исполнительной власти… Для нас расписание – основа основ, а они хотят просто так кусок оторвать… Заставить их мы не можем, а они инициативу не проявляют. В то же время от садоводов жалоб и заявок на «Газели» тоже не было.
Правда, садоводы утверждают обратное.
– Жалобы были, – говорит зампред областного совета садоводов Юрий Петров. – И мы их все переправляли в областное министерство сельского хозяйства, чтобы правительство прочувствовало садоводческие проблемы. А департамент транспорта наших проблем не видит.
Сами частные перевозчики не понимают, какое расписание от них хотят увидеть: в прошлые годы они работали, в основном, в выходные дни, когда есть наплыв желающих. Другой вариант им не выгоден, поскольку компенсировать убытки им никто не будет. И какое расписание предоставлять тогда – не понятно.
По мнению руководителя Центра защиты прав потребителей Григория Каленова, к которому уже обращались с жалобами маршрутчики и садоводы, все дело в нежелании властей решить проблему. Да, кто-то вычитал в законе о местном самоуправлении, что муниципалитет вправе организовывать маршруты только в пределах своего муниципального образования, поэтому мэрии это теперь неподконтрольно. А областная власть требует заново лицензии, паспорт, маршрут, расписание.
– Но жизнь богаче закона, нужно просто желание власти, – говорит Каленов. – Если мы сейчас начнем до метра чертить границы между муниципальными образованиями, то так ничего не решим. Просто чиновникам надо созывать частных перевозчиков и обсуждать проблему. Она выеденного яйца не стоит.
Есть, по мнению защитника потребителей, и еще одна проблема: вдруг маршрутчики попросят компенсацию, идущую на дотирование садовых маршрутов, а ее всю хотят отдать государственному АТП. Правда, маршрутчики на дотации и не надеются – они хотят одного, чтобы им просто не мешали. Они тоже считают, что проблемы нет как таковой, и в рамки инструкции все не загонишь – надо просто, чтобы у власти было желание.
– Беда в том, что пассажир в этой проблеме почему-то опять на последнем месте, – добавляет Каленов. – О нем вспоминают, когда выборы на носу.
Кстати, они приближаются.
Мы возвращаемся в город в битком набитом стареньком «Икарусе». Молодежь – с отдыха на родительских дачах, и садоводы – с работы, без которой уже не могут обойтись в свой выходной. Все они, казалось, еще недавно были увлеченными авиастроителями, инженерами, технологами, комсомольскими вожаками. Когда-то власть призвала их на решение продовольственной программы: «Все в сады и огороды!». Теперь она о них начинает забывать. А они уже не могут иначе, да и на Кипр им не уехать. У них свое Эльдорадо.
Сергей Титов