Воскресенье. Завтракаю у окна. На крыше противоположного дома подростки. Пожимаю плечами: «Кто не бегал в детстве по крыше?» Но эти подходят совсем к краю. «Обезбашенные», — проносится в голове.
Это история прошлого года.
В этом году с «обезбашенными» удалось познакомиться лично. То, чем они занимаются называется паркур — по-французски «полоса препятствий», а себя называют трейсерами.
Один в поле не воин
Трэйсеры не ходят по одиночке. Люди, занимающиеся паркуром обмениваются опытом на общих собраниях, называемых «поинтами» (point — англ. «точка») и объединяются в команды. В Заволжье существует около семи таких команд. С одной из них мне удалось познакомиться лично.
Заволжская команда трейсеров «Free-lance». Занимаются паркуром. Кто думает, что трейсеры исключительно бегают по крышам, накачавшись алкоголем, глубоко ошибается. Не верно думают и те, кто считает, что подросткам нечем заняться в свободное время. У этих необычных людей свое отношение к миру, свой язык, своя философия. Да и слово «подростки» применяешь к ним с большим натягом.
Девочка, мальчик и… еще мальчик
Это шутка, а вообще-то их действительно трое. Сахна и два ее брата, Султан и Алишер. Сахне 23 года, братьям — 20 и 19. Их связывают не только узы родства, все они учатся в сельхозакадемии на ветфаке, вместе живут, вместе работают. У Сахны подрастает дочка. Уверяет, что работа, учеба, ребенок — не мешают заниматься паркуром.
— Для меня это отдых. Новый вид спорта, экстремальный, уличный, необычный…
— Вы смотрели фильм «Тринадцатый район», — перехватывает инициативу Султан, — посмотрите, многое о нас станет ясно. Может, сами приобщитесь. Не думайте, что для занятий паркуром необходима специальная физическая подготовка, главное — желание. При взгляде на Султана и Алишера, понимаешь, что они-то как раз со спортом дружат. В разговоре выясняю, что Алишер занимался скалолазанием и кикбоксингом; его сильная сторона — билдеринг (лазание по искусственным конструкциям без страховки). Султан 4 года ходил на бальные танцы, занимался айкидо — он делает упор на акробатику,
— Поначалу нас здесь много собиралось, — рассказывает Алишер. — Прыжки, кувырки, экстрим, адреналин — действительно привлекают. Вот и кучковался народ, считали себя крутыми трейсерами — позеры. Как видите, их сейчас нет — не «прижились».
О, это чудо…
Я про Интернет. Найти можно любую информацию, про паркур в том числе. Посмотрела ролики о трейсерах из Франции и Лондона — из Европы. В них, наряду с выборкой кадров красивых прыжков, есть сюжеты о тренировках. Молодежи предоставлены спортивные залы, с матами, спецоборудованием, тренерами. У нас Россия. Спорт зародился на улице, и, думаю, в залы не вернется. Кто же их предоставит, ведь это лишняя статья расходов? И получается, что молодые люди предоставлены сами себе. Их жизнь в их руках. Кстати…
О руках
Руки у трейсеров удивительны. Можно смело заявить, что на них совершается восхождение по стенам. Для знающих — я о билдеринге.
Для незнающих. Эти ребята поднимаются по совершенно ровным, гладким стенам на высотные здания. Пятиэтажки для них не проблема. Две-три, максимум пять минут, и трейсер стоит на крыше. Ты смотришь, как ловко все это проделывается, и не веришь в реальность происходящего. Фрилансовцы продемонстрировали мне свое мастерство наглядно. Минута — и стена в три этажа преодолена. «Не верю», — говорила я, наблюдая штурм кирпичной стены. «Чему? — удивлялся Женька, стоявший рядом, — это же все просто». Мы подошли к стене — она без выступов.
— Женя, КАК?
— Здесь же зацепки.
Кстати, именно Женька выбрал в этот день роль моего провожатого. Водил за руку по балкам и перекрытиям — мне тоже пришлось лезть на крышу. Женька закончил в этом году седьмой класс. Ему 13. Добрый, открытый, очень вежливый мальчишка. Он в группе кидс.
— Паркур — очень популярный сейчас вид экстремального спорта, — рассказывает Алишер, — особенно среди подростков.
Азат, он же Зози, он же Зоз
Азата, или, как его все называют, «Зози» здесь считают «богом». Ему 15 лет. В этом году поступил в электро-механический колледж. Он лучше всех прыгает.
Именно Зози организовал команду «Free-lance».
— Увидел в Интернете ролики о паркуре, решил этим заняться. По сети нашел единомышленников. Зимой и весной вместе с Алишером искали места для тренировок. Постепенно образовалась команда.
Сейчас у группы есть вторая подгруппа. В нее входит часть особенно талантливых новичков. Женя, Маша, Наташа, Вова, Александр, Вэлиант… всех не перечислить. Все стараются вести здоровый образ жизни. На тренировки к Фриланс приходят и другие трейсеры, с которыми ребята обмениваются опытом и проводят совместные тренировки.
Юристы нам нужны (из диалога с Алишером)
Как у многих неформальных организаций, у паркуровцев натянутые отношения с органами правопорядка.
-Вот ждем, когда Алексей выучится. Будет нас защищать.
Алексею 20 лет, учится на юридическом. Паркурам «заразился», как и многие, через Интернет. С детства занимался лёгкой атлетикой
— Они считают, что мы на крышах клей нюхаем, бутылки бьем и вообще черт знает чем занимаемся. А мы хорошие. Вот видите, забор сломали. Да нет, не мы. ППСники. Мы такие заборы на раз-два перепрыгиваем.
— И за здоровьем своим следим: никаких чипсов и сухариков себе не позволяем, утро начинаем с овсяной каши — самой нужной для паркуровца пищи. А за нами милиция!
P.S.: Кстати, тренировка не останавливалась даже, когда я брала у команды интервью. Сначала местом для отработки и закрепления трюков служила заброшенная стройка, потом команда переместилась на крышу здания — мне пришлось подниматься вместе с ними. Они по стенам здания — сбоку, по столбам, а я по лестнице. Я на собственном опыте проверила, что значит быть трэйсером. Они оказались не такими уж и странными людьми: ведут здоровый образ жизни, занимаются физической культурой и развивают движение, к которому когда-то приобщились.