Кроме рабочих из дружественного государства в стройке века приняли участие лучшие специалисты из Болгарии, Венгрии и Советского Союза

Можно бесконечно долго говорить о строительном буме в Ульяновске и возрождении этой отрасли. Однако пока, к сожалению, темпы возведения жилья и объектов, называемых во времена СССР «соцкультбыт», несопоставимы с советскими. Об этом вам скажет любой строитель, который работал во времена СССР. В то время над Ульяновском стоял лес кранов.А заводы, производящие стройматериалы, работали без перебоев и на полную катушку. Более того, поскольку материалы были в дефиците, то постоянно возводились новые производства. Так, в те времена был, например, в Инзенском районе построили завод по производству силикатного кирпича. Сейчас он на 100 процентов работает на соседние регионы.

У советского строительства были свои плюсы и минусы. Руководила всем организация «Главульяновскстрой». Всего же в Ульяновске было восемь крупных строительных трестов, четыре больших автобазы, обеспечивающих стройки транспортом, проектнотехнологический трест, а также заводы: керамзитового гравия, металлоконструкций и объединение из четырех заводов железо-бетонных изделий (ЖБИ). Это, конечно, далеко не все предприятия и организации, которые строили в Ульяновске. Они работали как единый механизм. Результат этой деятельности мы видим сейчас – это больницы, школы, детские сады, дворцы культуры и пионеров, гостиницы, предприятия и миллионы квадратных метров жилой площади.

Строить мешал дефицит материалов и безхозяйственность

– Я всю жизнь проработала в строительстве, – рассказала ветеран труда Нина Лапина. – В строительный трест пошла сразу после окончания вуза. Не потому, что мечтала посвятить себя этому делу. Тогда престижней было работать в торговле. Просто я, моя семья, очень нуждалась в жилье. Мой расчет оправдался: квартиру получила буквально через год. Еще через пять лет, после рождения второго сына, улучшила свои жилищные условия. Мне дали уже трехкомнатную квартиру в новом доме. К тому времени я так срослась с коллективом, что не мыслила себя где-либо, кроме строительства.

Последние 15 лет я работала в аппарате треста № 1. Эта строительная организация была создана для возведения уникальных и сложных объектов. Первая стройка

Мемориальный центр. Трест № 1 выступил генеральным подрядчиком. Кроме этого внушительного комплекса были построены гостиницы «Венец» и «Советская», Педагогический университет, Дом советов, Дом техники, здание школы № 1 и бесчисленное количество кинотеатров, школ, детских садов и жилых домов.

Я пришла в трест № 1 в 1984 году, когда строился Дом советов. В те времена заказчиком всех объектов выступал областной и городской бюджет или здравоохранение. С финансированием проблем не было. Анализировал расходы, рассчитывал сметы и себестоимость информационный вычислительный центр. Все планировалось на много лет вперед. Мы точно знали, что будем строить в следующем году. Координировал все «Главульяновскстрой». Этой организацией управлял почетный гражданин Ульяновской области, заслуженный строитель РСФСР Николай Вихлевщук. Золотой человек – очень грамотный специалист и настоящий профессионал, руководитель старой закалки с огромным авторитетом. Когда он ушел на пенсию, то у него не было ни машины, ни дачи. Работал для людей.

План строительства обсуждался в Обкоме КПСС. Затем его вместе с проектом и сметой передавали генподрядчику, одному из трестов. Эта организация заказывала материалы через обл- и главенабже-ния. Купить просто так их было нельзя. Чтобы избежать простоев, стройматериалами запасались заранее. Нашу базу управления производственно-технологической комплектации (УПТК) забивали материалами. Тем не менее, их все время не хватало. Чаще всего проблемы были с бетоном и пиломатериалом. И это, учитывая, что все наши заводы работали на полную катушку. Видимо темпы строительства все же опережали рост производства. Ни о каких задержках зарплат рабочие тогда и не ведали. Если деньги не давали хотя бы один день, то это было ЧП, к решению которого подключались и горком, и обком.

Чего там говорить, работал отлаженный механизм. За безопасностью и качеством работ следили технологи и инженеры. У людей всегда были каски и рабочая одежда. Может они были не самые лучшие, зато в достатке. Людям на вредной работе выдавали молоко или денежную компенсацию.

Хотя, конечно, были у советского строительства огромные минусы. Помимо вечного дефицита стройматериалов, второй бедой являлась бесхозяйственность. Часто уже укомплектованные объекты так разворовывали, что приходилось заново туда все завозить. Цемент, краску, кирпич и другие материалы тащили все, начиная от рабочих и заканчивая прорабами. Тем не менее, умалять достижения советского строительства, считаю, нельзя. Ведь облик Ульяновска сложился именно во времена СССР.

На стройке руководил интернациональной бригадой

– Считаю, что мне повез ло, – рассказал Михаил Большое. – Мне довелось участвовать в строительстве такого грандиозного объекта, как Мемориальный комплекс. Сам я -коренной ульяновец. Родился в 1926 году. Успел даже немного повоевать. Демобилизовался в 1947 году. Попал в комитет Госбезопасности и работал несколько лет на территории Германии. По возвращении на Родину закончил институт

в Куйбышеве (учился заочно на экономиста). Почти всю жизнь трудился на стройке. Принимал участие в знаменательном и грандиозном проекте советской поры возведении Мемориального центра В.И.Ленина. В это время я был председателем объединенного комитета профсоюзов строителей в Ульяновске (Главульяновскстрой). А на строительстве Мемцентра руководил работой иностранных молодежных бригад из Болгарии, Венгрии, Вьетнама. Работали мои подопечные хорошо. Особенным трудолюбием и фанатизмом отличались вьетнамцы. Правда, им не хватало навыков, да и современные технологии они знали слабо. Зато могли трудиться от рассвета до заката. Строителям-«демократам» из Восточной Европы доверяли больше. Но основные работы выполняли, конечно, советские специалисты. Стройматериалы для нашего объекта шли со всего Союза. Интересно, что самую высокую часть Мемцентра – куб, где распложены библиотека и фондохранилище, – хотели покрыть золотом. Для этих целей выделили несколько килограммов драгметалла. Но в последний момент по неизвестной причине идею зарубили, а золото отдали на купола храмов. Самое «драгоценное» помещение Мемориала – Торжественный зал, имеющий высоту 17 метров. Стены здесь украшены золотой мозаикой.

Считаю Мемцентр одним из самых интересных объектов, в возведении которого мне посчастливилось участвовать. Кстати, за эту стройку меня наградили Орденом Знака Почета.

К ЧИТАТЕЛЯМ

Мы продолжаем публиковать материалы под рубрикой «Обратно в СССР». Следующий выпуск мы посвящаем советским военным и их семьям; Женам военнослужащих приходилось подчас ездить не только по СССР, но и по «заграницам», в том числе и весьма экзотическим. Рассказы жен капитанов и майоров читайте в следующем выпуске «ОБРАТНО В СССР». Если вы хотите поделиться с нами интересными историями, произошедшими в те годы, своими воспоминаниями, мыслями, не сдерживайте себя, пишите! Особо приветствуются фотографии.

Наш адрес: Ульяновск, ул. Карла Маркса, 41. Телефоны: (8422) 44-60-60, 44-80-35. Электронный адрес: fletch@mail.ru Обязательно пометьте ваше послание «Обратно в СССР».