В начале месяца на очередном областном совете по инвестициям был представлен проект компании САХО, предусматривающий создание в регионе нового агропромышленного холдинга, который объединит производство пшеницы и ржи, реконструкцию одного из элеваторов и создание сети хлебопекарных предприятий с собственной торговой сетью «Хлебница». Для реализации проекта «Сибирский аграрный холдинг» (а ему-то и принадлежит брэнд САХО) рассчитывает приобрести порядка 100 тысяч га сельскохозяйственных угодий, новую сельхозтехнику и автотранспорт, и вложить в производство более 942 миллионов рублей.

Для реализации проекта «Сибирский аграрный холдинг» рассчитывает приобрести порядка 100 тысяч га сельскохозяйственных угодий, новую сельхозтехнику и автотранспорт, и вложить в производство более 942 миллионов рублей.

Заманчиво, не правда ли?

По словам Сергея Морозова, желание САХО (так же, как «САБмиллера», «Хенкеля», «Склостроя» и других) закрепиться в области свидетельствует о благоприятном инвестиционном климате. Но, заметьте, в перечисленном ряду крупных производителей присутствуют только компании, чьи проекты датированы текущим годом. А где же те крупные организации, которые изъявили желание прийти в область раньше? Где УГМК, собиравшаяся отгрохать мощный перерабатывающий комбинат в Заволжье? (Только не надо говорить, что уральцы испугались протестов общественности). Где «Черкизовский мясокомбинат», ради которого в области был отменен сорокадевятилетний мораторий на продажу сельскохозяйственных земель? (Только не надо утверждать, что работы ведутся по плану). Где многие другие асы российской промышленности, ради инвестиционных проектов которых ежемесячно заседает областной совет по инвестициям?

Но главное – где местные бизнесмены, которые по идее должны выстраиваться в очередь, чтобы вложить заработанные миллионы в производство на родной земле?

Создается впечатление, что инвесторы из других регионов просто добиваются каких-то преференций от областного правительства (в первую очередь, речь идет, разумеется, о приобретении земли) и уходят в сторону. Навсегда? Естественно, нет. Но – до лучших, как говорится, времен. Как сказал в частной беседе один из ульяновских миллионеров, «они боятся, что в любой момент из-за смены того или иного чиновника что-то может поменяться, причем в совершенно непредсказуемую сторону; им нужны твердейшие гарантии, что все будет именно так, как договорено, и что договоренность может быть только одна – самая первая». Этот же человек ответил и на вопрос об отсутствии среди инвесторов большинства местных бизнесменов: «ульяновский бизнес постоянно находится в состоянии войны с властью».

При относительной спорности этих высказываний, пока все происходящее наводит на мысль об их достоверности. Или, говоря иначе, кто-то из высоких чиновников просто не хочет играть по правилам. Не исключено, что все крупные инвестиционные планы просто разбиваются о барьер под названием «откат» и крупные промышленники на самом деле пока лишь столбят места. А позже – глядишь, и вольются в регион немаленькой денежкой…

Слишком резко сказано? Предлагайте свои варианты.