12 августа в Ульяновске – впервые в России и, как утверждают, впервые в мире – завершена операция по подъему на высоту в 40 метров пролетного строения весом в 3850 тонн и длиной в 220 метров. Строящийся мост может стать частью грандиозного проекта «Волжский транзит», позволяющего проложить еще один путь из Европы в Азию, и дающего толчок развитию ульяновского транспортно-логистического узла.

– Все хорошее должно быть красивым, – сказал Борис Артю-хов, технический руководитель российского представительства французской компании, поставщика гидравлического оборудования, с помощью которого была осуществлена операция подъема и установки пролета.

Почти двое суток шла уникальная операция на строящемся мостовом переходе через Волгу, побившем рекорды не только по длине, но и времени строительства. Ни в Ульяновске, ни в России похожих работ еще не производили. Предыдущие пролеты подводили к месту их «прописки» на специальных плавучих опорах, состоящих из полутора сотен понтонов, и приподнимали на необходимую высоту, откачивая воду из плавопор. Но установка этого пролетного строения требовала иного решения. Его место -над фарватером, и высота опор здесь составляет более 40 метров. И почти четырехтысячетонное строение дальше, с плав-опор, было решено поднимать на тросах с помощью специального гидравлического оборудования французской компании.

Пролетное строение поднималось на шестнадцати канатах, каждый из которых состоит из тридцати семи тросов. По упрощенному принципу действия

Это можно сравнить с альпинистским снаряжением, только

вместо альпиниста – гигантский металлический пролет, напоминающий своими размерами большую широкую дорогу. И вот так, сантиметр за сантиметром, пролет как бы подтягивался по этим канатам на высоту: захват, заклинивание, подъем, заклинивание, передвижка захватов, заклинивание и снова подъем. Скорость «восхождения» – от

двух до четырех метров в час.

И хотя до основного подъема всю конструкцию испытали на земле, дав дополнительную нагрузку еще в 900 тонн (что дало возможность выявить недостатки) директор департамента автомобильных дорог Ульяновской области Александр Кияткин все равно беспокоился: все-таки и для мостовиков, и для России такой подъем впер-

вые. А точность при таких размерах пролета должна быть миллиметровой.

По словам Бориса Артюхо-ва, уникальной эту операцию делают не только гигантские габариты пролетного строения, но и специальные конструкции, на которых расположено оборудование. Большие фермы, установленные прямо на капитальных опорах и разработанные по

имении им Bbindjid самая сложная роль: выдержать не только четыре тысячи тонн веса, но и продольные и боковые нагрузки. Ведь гигантский пролет после подъема на требуемую высоту с помощью специальных механизмов еще необходимо сдвинуть горизонтально в поперечном направлении, чтобы установить на место. Артюхов называет это торжеством российской инженерной мысли.