Ульяновские власти пытаются улучшить имидж области и инвестиционный климат с помощью самого знаменитого своего земляка — Владимира Ильича Ульянова (Ленина). В процесс разработки и освоения эксклюзивного образа региона включились и бизнесмены, которые надеются, что «возрождение Ленина» откроет дополнительную нишу на местном туристическом рынке.

Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов не прочь свезти в областной центр со всей России монументы Ленина и организовать музей под открытым небом. А ульяновский мэр Сергей Ермаков заявил о своей готовности «перевезти по кирпичикам» в город мавзолей вождя мирового пролетариата, если Москва вдруг захочет от него отказаться. И это не просто задиристые заявления провинциальных деятелей.

Ульяновские власти полны решимости сделать имя Владимира Ульянова двигателем регионального капитализма. Причем чиновники не хотят размениваться на отдельные проекты, посвященные самому знаменитому земляку, а сразу замахнулись на создание и продвижение на туристическом рынке историко-культурно­развлекательно-познавательного именного брэнда. Областная администрация и мэрия, доныне пребывавшие отнюдь не в дружественных отношениях, на этот раз выступают солидарно, ратуя за возрождение интереса к вождю мирового пролетариата.

Продукты «от Ленина»

Ульяновским властям, как они считают, грамотное продвижение Ленин-брэнда поможет убить сразу двух зайцев: область, на зависть другим регионам, обретет эксклюзивный имидж федерального уровня, и в экономику губернии рекой потекут инвестиции. На финансовые потоки ответственные лица уповают особо, а в подтверждение серьезности своих намерений указывают на областную программу развития туризма на ближайшие пять лет.

«Необходимо поддерживать исторически сложившийся туристический продукт ‘‘Родина В. И. Ленина’’, разработав на его основе новые продукты, рассчитанные на национальный и международный туристические рынки, — говорится в программе. — Основной приток туристов можно ожидать из дальнего зарубежья, что представляется стратегически важным, так как именно этот поток наиболее платежеспособен».

Особый акцент чиновники делают на «новых продуктах». Суть новизны они видят в том, чтобы из всего множества проектов, регулярно появляющихся под знаменами Ильича, отобрать наиболее выгодные во всех отношениях. Однако сито для этого отбора пока еще не придумано. И порой симпатичные бизнес-идеи превращаются в курьез. Так, к примеру, уже случилось на родине Владимира Ильича с затеей создания Ленинлэнда. Задумывался тематический парк, воссоздающий историю российского и мирового коммунизма при помощи необычных аттракционов. В числе таковых предлагался, например, вокзал, где посетителей будут сажать в поезд с товарными вагонами под конвоем стилизованных охранников. Таким образом посетители развлекательного комплекса должны были почувствовать, будто они едут в сибирскую ссылку. Но широко разрекламированный бизнес-проект не заладился уже на ранней стадии и оставил у публики ощущение исторического фарса.

«Ко всему, что касается личности Ленина, необходимо подходить крайне осторожно, нельзя допускать перегибов в ту или иную сторону, — поясняет начальник отдела развития туризма правительства Ульяновской области Владислава Слепова. — Иначе вновь не избежать обвинений в том, что на Владимире Ильиче решили откровенно зарабатывать деньги».

Наступление на святыню

Г-жа Слепова имеет в виду реакцию местной общественности на проекты, схожие с Ленинлэндом. К примеру, тогда лидер ульяновских коммунистов, депутат регионального парламента Александр Кругликов прямо заявил, что «имеет место деформация морали». «К Ленину можно по-разному относиться, но нельзя делать из него пугало и показывать за деньги», — убежден г­н Кругликов.

Камнем преткновения в разработке стратегических направлений бизнеса на Ильиче уже несколько последних лет выступает знаменитый Ленинский мемориал. Предпринимательская логика диктует, что именно он должен стать ядром всей концепции Ленин-брэнда: если Нижний Новгород, Казань, Ярославль имеют по кремлю, то Ульяновск в годы советской власти (в середине ХХ века) обрел собственную достопримечательность в виде огромного музейного комплекса с соответствующей тому времени инфраструктурой.

Теперь же нынешние чиновники, коммерсанты и общественность левых политических взглядов по-разному видят его предназначение в ближайшем будущем. Если местная власть и бизнес полны энтузиазма превратить мемориал в место паломничества туристов, то общественники стремятся оберегать коммунистическую святыню от золотого тельца туриндустрии. Основанием для их опасений служат скандалы, наподобие того, что разразился после шоу «Ночь пожирателей рекламы», проходившего в стенах мемориального комплекса. Организаторы проекта тогда ликовали: наконец­то Ленинский мемориал начал работать в современном рыночном формате, — а общественность назвала ночные пляски под пиво и коньяк в музейных залах кощунством.

Между двух огней в жаркой дискуссии оказался директор мемориального центра Валерий Перфилов. Он вынужден был признать, что от наступающей коммерциализации никуда не деться. Тем более что для нее есть серьезный аргумент: на содержание мемориального центра требуются гигантские средства. «Я могу понять негодование людей, но поймите и меня: общая площадь комплекса составляет 19 тысяч квадратных метров. Расходы огромные, — говорит Валерий Перфилов. — Не секрет, что российские музеи вынуждены рекламировать колу…».

Ленинский мемориал так низко — по местным понятиям — еще не опустился, колу не рекламирует. Основные его доходы — от концертного зала на 1300 мест, в котором регулярно проходят выступления популярных звезд российской эстрады. Однако представители общественности непоколебимы во мнении, что нынешние власти во главе с губернатором Морозовым намереваются превратить мемцентр в ночной клуб. Этот символ полного морального падения появился в обиходе защитников исторического комплекса после того, как не столь давно на официальном уровне обсуждалась идея перепрофилировать мемцентр в галерею советского мира. При таком развороте экспозиций и всей музейной концепции личность Ленина перестала бы быть знаковой, превратившись всего лишь в отдельный эпизод в общей исторической канве. Идея засохла на корню. Но не от возмущения современных ленинцев, а потому что нынешние губернские власти и бизнес сразу же поняли: подобная галерея представляется абсолютно неинтересной в экономическом плане, поскольку может появиться и в Ульяновске, и в Самаре, и в Краснодаре. А без собственной фишки турпроект не раскрутишь.

Дорога к вождю

Ульяновские туристические агентства с воодушевлением отнеслись к нынешней амбициозной идее региональных властей застолбить на рынке туриндустрии Ленин-брэнд. К примеру, в турагентстве «Интур» пояснили, что экскурсии по ленинским местам уже давно не проводятся, и «возрождение Ленина» наверняка откроет дополнительную нишу на туристическом рынке.

«Поначалу, конечно, следует ориентироваться на соотечественников. Неплохо бы вспомнить о подзабытых сегодня школьных экскурсиях на родину Ленина, — говорит менеджер туристического агентства ‘‘Интур’’ Ирина Чилихина. — Все упирается в инфраструктуру, которая сегодня во многом разрушена».

Этот бизнес-проект, несмотря на внешнюю простоту (наличие огромных площадей, представляющих исторический и культурный интерес), и вправду потребует солидных первоначальных вложений, потому как напрямую коснется реанимации всей инфраструктуры туризма.

Легендарная 22−этажная гостиница «Венец», возведенная к 100−летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина, считается, пожалуй, лучшей в регионе. Чего стоит вид на Волгу, открывающийся из окон высотного отеля! Впрочем, «Венец» сегодняшних дней внутренним великолепием похвастать не может: часть номеров отдана под бутики и бизнес-центр. В другом крыле «ленинской» гостиницы расположилась кофейня, интерьер которой попытались выдержать в духовно­просветительском ключе. На потолках с провинциальной изысканностью выведены цитаты из шедевров отечественных поэтов­классиков. А авторство знаменитых есенинских строк «Ну, целуй меня, целуй, хоть до крови, хоть до боли…» рестораторы приписали Владимиру Маяковскому. Впрочем, если в обшарпанных номерах иностранные туристы и остановятся, вряд ли, ожидая в кафе трапезы, они будут размышлять о загадочных литературных трансформациях.

Бизнес — на ладони

Отсутствие современной инфраструктуры туриндустрии, однако, вовсе не ставит крест на стремлении сделать Ульяновск привлекательным для гостей города.

Директор историко-мемориального заповедника «Родина В. И. Ленина» Александр Зубов убежден, что интерес к личности Владимира Ульянова в современном мире не утрачен. Правда, наш собеседник категорически не приемлет слово «раскрутить». «Мы просто не умеем пользоваться тем, что имеем. Ведь только у нас, в Ульяновске, существует целая сеть ленинских музеев, — поясняет г­н Зубов. — На этой заповедной территории мы всячески пытаемся сохранить дух того времени, в котором рос Ленин. Возможно, именно эта атмосфера поможет людям многое понять и осознать».

Александр Зубов не скрывает, что сохранение заповедника в условиях современной России отнимает много сил. Дело в том, что земля в заповедной зоне — на вес золота. Потому и желающих построить офис или коттедж тут хоть отбавляй. «Нет смысла выдумывать проекты и придумывать какой­то принципиально новый бизнес. Бизнес и без того уже у нас в руках», — уверен директор.

Заповедник «Родина В. И. Ленина» недавно получил лицензию на осуществление туристической деятельности, потому автоматически перестает зависеть от туроператоров. «У нас есть прекрасные экскурсоводы, транспорт мы уже закупили. Осталось только заявить о себе», — полон оптимизма Александр Зубов. Однако представители региональных компаний-туроператоров не спешат соглашаться с ним. Они уверены, что в одиночку невозможно создать эффективный бизнес, даже несмотря на то, что заповедник действительно располагает колоссальным культурно­историческим потенциалом. Туроператоры сетуют на отсутствие единой сбалансированной политики, которая, на их взгляд, должна быть выстроена региональными властями.

«Никто ничего не имеет против здорового бизнеса. Главное, чтобы это дей­ствительно был бизнес, а не ширма, цель которой забрать территорию ленинского заповедника и застроить ее коттеджами, — заявляет член региональной Общественной палаты профессор Исаак Гринберг. — Если проект без ущерба для личности Ленина принесет пользу региону, то я, например, буду только рад».

Кувырком с горки

Идея властей возродить ленинский брэнд заслуживает внимания. Беда лишь в том, что власти, похоже, еще не готовы к серьезной работе в этом направлении. К примеру, чиновники пока не в состоянии провести четкий отбор представителей бизнеса, которые имеют реальные намерения вложить средства в реализацию «ленинской» идеи.

Так, скандальными подробностями с каждым днем обрастает претенциозный проект строительства в центре Ульяновска горнолыжного курорта «Ленинские горки».

Первоначально идея подавалась под соусом социальной значимости, а авторы проекта не уставали козырять под­держкой со стороны регионального правительства и обещали, что в ближайшем будущем в Ульяновске будут свои Альпы. Со временем региональный топ­менеджмент отстранился от реализации идеи, поскольку «Ленинские горки» оказались в центре громкого судебного разбирательства. Выяснилось, что строитель­ство пресловутого курорта, начавшееся в районе волжской набережной, абсолютно незаконно. Несмотря на решение суда, запретившего продолжение стройки, идеологи амбициозного проекта, стоимость которого на региональном совете по инвестициям оценили в 3 млн евро, сдаваться не собираются. Они уверены, что «Ленинским горкам» — быть. Злые языки, правда, поговаривают, что просто коммерсанты почув­ствовали конъ-юнктуру, а вся суть скандала кроется в лакомом земельном участке в самом сердце Ульяновска. В кулуарах же областного правительства гуляет убеждение, что сам по себе проект столь грандиозного строительства удачно вписывается в общую концепцию «ленинской» линии — картину портит только этот скандальный шлейф.

Убеждение — великая сила, но приходится признать: местные власти не в состоянии решить и более простые задачи, чем раскрутка претенциозного «продукта». Судебные кувыркания «Ленинских горок» когда­нибудь закончатся, и проект войдет в русло закона. А вот, к примеру, у обычных городских дорог радужные перспективы не просматриваются. Все сильнее они становятся похожими на реальные горки — колдобин больше, чем ровного асфальта, но средств на ремонт как не было, так и нет. По таким, с позволения сказать, трассам туристов в славный город Ульяновск ни калачом не заманишь, ни Ленин-брэндом. Видимо, на родине «кремлевского мечтателя» креативные идеи продолжают генерироваться автономно от реальной жизни. Вот такая здесь странная почва.

Михайл Белый

В подготовке материала участвовала Нина Алпатова