ЕСЛИ не дать «прорывной толчок» развитию железнодорожного транспорта России сейчас, это может привести к необратимым последствиям. Такая сентенция проходила через все выступление Владимира Якунина на «круглом столе» «Железная дорога и развитие регионов РФ». Президент ОАО «РЖД» знакомил правительство Ульяновской области и глав соседних регионов Средней Волги с концепцией обозримого будущего железнодорожного транспорта России – на период до 2030 года.
По словам Якунина, разработка долгосрочной стратегии – жизненная необходимость. На важнейших направлениях стальных магистралей протяженностью в 8,3 тысячи километров их пропускная способность практически исчерпана, износ грузовых вагонов – более 80 процентов, пассажирских – без малого 75. Так что медлить нельзя, иначе уже к 2011 году железнодорожный транспорт может стать фактором не ускорения, а торможения экономического роста.
По подсчетам самих железнодорожников, на прорывное развитие им потребуется почти 11 триллионов рублей!
– Но мы не канючим у государства, – заявляет глава «РЖД», – а говорим, что до 60 процентов этих средств заработаем сами.
Около полутора триллионов железнодорожники намерены получить от государства, 452 миллиарда – от регионов. Надеются здесь и на частных инвесторов. Но основной источник поступлений – собственная прибыль.
Чтобы повысить рентабельность, руководство РЖД намерено изменить порядок ценообразования на заведомо убыточных пассажирских перевозках и в первую очередь – на пригородных сообщениях. Трансляция этой новости, вероятно, и стала одной из целей провинциального вояжа – убедить региональные власти «оплатить проезд» в электричках сполна.
– Почему надо перекладывать с больной головы на здоровую? – спрашивает Якунин. – Если это социальная линия – пусть дотируют пассажиров из бюджета.
Новое лицо компании как бизнес-субъекта проявилось даже на выставке продукции ульяновских предприятий, готовых поставлять свои изделия для РЖД. На предложение поддержать местного производителя контрактом на поставку тех или иных изделия, как правило, следовал ответ: «Надо считать».
Характерно, что хотя стратегия РЖД еще не утверждена правительством, железнодорожники уже заключают соглашения о взаимодействии с главами регионов, предлагая совместно вкладываться в будущее развитие. Ульяновский губернатор признался, что дебаты были очень нелегкими, однако, по утверждению Якунина, программу РЖД поддержали все без исключения регионы. Как в том анекдоте: «а куда они денутся из колеи!». Мудрые железнодорожники не скрывают, что теперь надеются на поддержку регионов в Госдуме и Совете Федерации.
И, по всей вероятности, регионы вступят в число концессионеров. Ульяновский губернатор привел пример из истории: в позапрошлом веке, когда решался вопрос, где пройдет железнодорожная ветка, некоторые симбирские купцы ездили в столицу и готовы были давать взятки, лишь бы ветка обошла Симбирск стороной – представителям третьего сословия хотелось, чтобы он оставался тихим городком. Теперь ульяновские власти готовы доплатить свою долю за общий билет в сторону прогресса. Согласно соглашению с ОАО «РЖД», подписанному в минувшую пятницу, предполагается совместная реализация проектов по электрификации ряда железнодорожных участков области, строительству путепроводов на месте железнодорожных переездов, противооползневым работам на волжском косогоре. Не возражает область и против полного возмещения железнодорожникам выпадающих доходов на пригородных перевозках. Кроме того, областное правительство предоставляет инвестпроектам железнодорожников налоговые и иные формы господдержки. В целом же общий объем инвестиционных проектов Куйбышевской железной дороги на территории Ульяновской области в 2006-2009 годах составит более 4,5 миллиарда рублей.