Накануне Дня знаний на вопросы корреспондента «СМ» ответил директор православной гимназии и настоятель гимназического храма во имя преподобного Сергия отец Виктор Висаров. Гимназическое здание, которое возводится в Железнодорожном районе, откроет свои двери ровно через год – 1 сентября 2008 года
– Отец Виктор, в последнее время в обществе развернулись бурные дискуссии о необходимости (или ненужности, и даже опасности) православного образования для детей. Зачем, по Вашему мнению, православная гимназия нужна в нашем городе, да и вообще, в городах России?
– Чтобы всякий человек, который воспитывается в нашей стране, хорошо знал культуру России, ее корни, традиции. Чтобы воспитать новое поколение, которое отличалось бы в чем-то от нас в лучшую сторону.
– Православная гимназия – это не ступенька для духовного образования?
– Нет, она будет давать светское образование в структуре государственной образовательной системы со всеми соответствующими атрибутами, единым госэкзаменом и прочее. Но – через призму православия. Наша цель – не подготовка к поступлению в духовные учебные заведения. Мы просто готовим хороших граждан России. Не Иванов, не помнящих родства, а людей, связанных хорошими культурными, традиционными корнями с Россией, с Отечеством.
– Ученые-естественники недавно высказали свое мнение… Не о православных гимназиях, правда, а о преподавании основ православной культуры в школах России. Обратились к Правительству России. Говорят: нельзя этого делать…
– Нельзя воспитать человека, если в нем не будет присутствовать три таких составляющих: религия, идеология и мировоззрение. Я бы хотел задать этим Нобелевским лауреатам два вопроса. Первый: «Чьи вы чаяния выражаете?», и второй: «Какую альтернативу могли бы предложить?» Любой человек способен себя в чем-то ограждать, ограничивать или, напротив, стремиться к чему-то, только зная, что это он делает не просто так, а ради будущего. И не просто ради будущего, которое имеет материальные границы, а того будущего, которое выйдет за эти границы, то есть жизни, которая продолжается и после смерти. Многие герои совершали подвиги, надеясь на то, что они будут потом жить в памяти народа. Но память народа скоротечна, а человек, который живет по заповедям Божьим, надеется на то, что он будет жить вечно. Любой человек будет ограничивать себя, только, если он будет знать: ради чего он это делает. Если он будет знать, что «добро» – это не просто какое-то размытое понятие, но некий абсолют, которым является Бог… Если он будет стремиться к нему, тогда, естественно, человек будет стараться и жить по заповедям Божьим, ограничивать себя в чем-то ради своего ближнего.
Если этого нет, мы превратимся просто в общество потребителей. Такое, как Америка. Человек, пока он голоден, будет думать только о еде. Когда он хочет спать, он будет думать только о кровати. Но когда эти нужды удовлетворяются, и человек сидит уже в комнате, забитой дорогой мебелью, ему впору либо задуматься о духовности, как жить дальше, либо пустить себе пулю в лоб. Тогда что предлагают эти Нобелевские лауреаты? – Непонятно. Ни одну страну невозможно сделать мощным государством без идеологии. Какую идеологию они могут предложить? Такую же, как в Америке? «Живи для себя?»
Недаром в старину на знаменах писали: «За Веру, Царя и Отечество!» Просто знали, что человек не может существовать ни без веры, ни без отечества, ни без царя – неважно, того, что сидит на престоле или того, который в голове.
– Каким это новое учебное заведение?
– Когда мы готовились, мы, естественно, перелистали огромное количество литературы. Заходили на многие интернет-сайты, ездили в командировки, знакомились с опытом… Конечно, хотелось бы избежать крайностей. Православные гимназии в России – все разные. Одни являются низшей ступенькой подготовки человека для будущего служения Богу, другие представляют из себя просто хорошие светские школы лишь с некоторыми православными мотивами. Мы хотели избежать крайностей. Чтобы, во-первых, не стать фанатиками, оторванными от жизни. Но хотелось бы избежать и другой крайности – чтобы гимназия не стала чрезмерно светской. Это будет обычная хорошая гимназия, в которой кроме обычных традиционных предметов присутствует ряд некоторых православных дисциплин. Главное – это, конечно, православное воспитание…
– Отец Виктор, много лет вы возглавляете молодежное Братство Андрея Блаженного… Теперь – православная гимназия. Откуда такая тяга к воспитанию молодого поколения?
– Когда видишь пустые лица молодых людей, тупо сидящих на скамейках, потягивающих пиво, курящих сигареты, конечно, просто больно. Больно даже не за то, что человек грешит. А скорее за то, что он убивает будущее в себе, и будущее, которое могло бы быть в его детях, в его стране… Людей нужно воспитывать с детских лет. Мне бы хотелось воспитать новое поколение, насколько это возможно, эти 120 человек, которые бы стремились куда-то вперед, которые все время как-то росли, шли к чему-то хорошему…
Ведь у нас в православии порой тоже бывают некоторые проблемные моменты… Вера накладывается на определенные традиции, географическую среду. Вот православие, наложенное на русскую лень, конечно, порой дает не очень хорошие плоды. У нас некоторые считают так, что не нужно ничего делать, стремиться вперед, все в промысле Божьем, буду сидеть на берегу. Если Богу будет угодно, ангел наловит мне рыбы и накормит. Не угодно Богу – умру от голода, значит все это в промысле. Все-таки правильнее, когда человек стремится к своей цели, прилагает максимум усилий – но только с молитвой. А если что-то не получилось, тогда только смиряется перед волей Божьей, старается исправить и двигаться дальше вперед. Вот именно такое целеустремленное поколение мне бы и хотелось воспитать в нашей гимназии.
– Есть еще одна «географическая» особенность, на которую накладывается православие – махровый национализм.
– Русский человек должен гордиться тем, что он русский, что живет в России. Как всякий воспитанный работник, менеджер, клерк должен гордиться, что он работает в той или иной компании. Он должен соблюдать традиции этой компании. Каждый человек, живущий на территории России, должен соблюдать традиции России, уважать ее культуру, и неважно, кто ты по национальности. Я хотел бы воспитать людей, которые не стыдятся быть русскими. Но при этом не относятся с пренебрежением к другим, потому что в конечном итоге мы все происходим из одного и того же корня – от Адама и Евы. И тут глупо говорить о какой-то чистоте крови.