Все началось в 1974 году, когда, согласно решению Горисполкома, был утвержден проект трассы подвесной дороги из района Ленинского мемориала в парке «Дружбы народов СССР». Она предназначалася для транспортировки пассажиров с бульвара «Венец» на нижние прогулочные площадки парка.
Сооружение для того времени было достаточно сложным, потому оно собиралось по деталям из разных частей бывшего Союза. В частности, привод был изготовлен на одном из ленинградских предприятий, а кабины и кресла были привезены из Казани. Самарским специалистам с завода «Металлоконструкция» заказали изготовление опор. Принимавший участие в строительстве ульяновской канатной дороги Юрий Рыпинский и поныне работает на предприятие, которое теперь уже называется «Самарские канатные дороги» (СКАДО).Сегодня он занимает должность главного конструктора.
По его словам, такие сооружения, как ульяновская «канатка», физически рассчитаны не более чем на 15-20 лет эксплуатации. Соответственно наша дорога уже подошла к своему критическому рубежу и требует пристального внимания.
Юрий Рыпинский утверждает, что ульяновская дорога просто не пригодна к использованию. За время эксплуатации эксперты провели минимум три больших проверки объекта. По результатам последней многие узлы требуют замены. Это касается каната, подвесных роликов, да и самих кабин. Некоторые же были сразу забракованы и сняты с каната.
Проблема в том, многие механизмы, которые применяются на ульяновской канатной дороге, давно не производятся. Соответственно придется ставить новые. Кабины, пояснил главный конструктор, – тоже другие. Повышается нагрузка на канат, значит нужны и более крепкие опоры. А чтобы увеличить производительность, привод необходимо заменить на более мощный. Таким образом, проще совсем убрать старую и поставить новую модернизированную «канатку».