Сколько средств и сил уже вложено в ремонт городских дорог и улиц! Смотришь на них, преобразившиеся, и глаз радуется – красота, да и только. А вот когда по этой красоте да ковшом экскаваторным, то смотреть на это больно…
Но что поделать, такова реальность. И не успевший еще остыть асфальт, уложенный с гарантией качества и под строгим контролем городских властей, местами уже вскрывается для ремонта всяческих коммуникаций – канализационных коллекторов, водопроводных и тепловых сетей, силовых и телефонных кабелей – от аварий, понятное дело, не застрахован никто. Но вот что странно и даже обидно. Много говоря о необходимости ремонта дорожного покрытия на улицах города, чиновники – все, от мала до велика – прекрасно знали, что под дорогами и улицами пролегают эти самые коллекторы и теплотрассы, водоводы и кабели. Знали и то, что изношены они почти повсеместно до крайней степени и, стало быть, должны были предвидеть, что новый асфальт на многих улицах – это ненадолго. Но бодро рапортовали, говорили о гарантиях, строили планы на будущее.
Года два назад на пресс-конференции, проходившей в мэрии и посвященной как раз асфальтовой теме, я задал вопрос: а не лучше ли сначала все коммуникации, проходящие под дорогами, отремонтировать, а потом уж и за асфальт браться? А то ведь получается, что деньги (и немалые) просто выбрасываются на ветер. И не успевают дорожники заглушить двигатели своих катков и асфальтоукладчиков, как улицы наполняются гулом компрессоров, стуком отбойных молотков и ревом экскаваторных дизелей. И там, где вчера еще дымился новенький асфальт, образуется яма – приходят ремонтные и аварийные службы водоканала, тепло- и прочих сетей. Чиновник тогда, помнится, ответил, что всего сразу не сделаешь, а дороги ремонтировать нужно. Нужно, кто спорит. Но не курам же на смех. Ведь того, что сегодня кое-где уже происходит, а после пробного пуска тепла и гидравлических испытаний теплосетей, запланированных на сентябрь, наверняка будет происходить уже во многих местах, можно было избежать. Просто планирование ремонта дорожного покрытия улиц нужно было бы проводить совместно с инженерными службами города. По примеру того, как ремонт дороги на улице Радищева скоординирован с электротрансом: сначала – трамвайные пути, а уж потом – асфальт. Иначе все без толку. Ну неужели, вбухивая в укладку асфальта десятки и даже сотни миллионов рублей, нельзя было прежде отремонтировать инженерные коммуникации? Пусть не все, пусть только самые аварийноопасные? Да, это потребовало бы тоже немалых затрат, но только тогда уже можно было бы говорить о каких-то гарантиях того, что асфальтовое покрытие прослужит несколько лет. А так…
По закону восстанавливать дорожное покрытие после проведения ремонта на подземных коммуникациях обязаны те организации, которые этот ремонт проводили. И многие горожане становились свидетелями того, что асфальт на месте засыпанных ям укладывался абы как, а то и вовсе не укладывался. И уж коли мы сегодня говорим о необходимости контроля за качеством дорожного покрытия на городских улицах, то нельзя ли обязать все городские службы, связанные с ремонтом подземных коммуникаций, заключать договоры на восстановление этого покрытия с теми организациями, которые его укладывали? Раскопал дорогу, заплати и будь спокоен – специалисты все сделают как надо. И с гарантией. Не зря же сказано дедушкой Крыловым, что сапоги тачать должен сапожник.
В процессе работы над данным материалом я беседовал с рядом руководителей предприятий, неизбежно связанных с ремонтом «подземки», чтобы узнать их отношение к поставленной выше проблеме. Но заместитель директора МУП «Теплосервис» Юрий Зайцев попросту открестился от ответа, порекомендовав мне обратиться к руководству теплосетей. Но дабы избежать бессмысленного обивания порогов чиновничьих кабинетов, я от дальнейших расспросов отказался. В конце концов, что бы начальники и директора не говорили, проблема от этого менее острой не станет. А решение ее от них не зависит.