В последних числах августа несколько информационных агентство сообщили о том, что Преображенский суд Москвы выдал санкцию на арест главы подмосковного городского поселения Старая Купавна (население около 20 тысяч человек) Анатолия Плешаня и его советника Ирины Серых. Они обвиняются в получении взятки в миллион с лишним рублей. Со ссылкой на следствие, СМИ сообщают, что в мае этого года Серых получила деньги от представителей фирмы «Крон» – чиновница обещала помочь в получении положительного решения общественных слушаний по поводу возведения фирмой 17-этажного жилого дома в Старой Купавне.

Подробности ареста Анатолия Плешаня несколько противоречивы. Есть даже информация о том, что главу города подставили. Мол, 32-летний глава Старой Купавны – человек принципиальный и костью в горле торчит у денежных воротил. Информация об аресте привлекла наше внимание потому, что речь в этой истории идет об общественных слушаниях и их фальсификации…

В Ульяновске внимание к публичным слушаниям обострилось после обсуждения генплана Ульяновска. Практически все СМИ отметили закрытость этого «обсуждения», а Общественная палата Ульяновской области 18 июня обратилась к С. Морозову, Б. Зотову, Г. Игнатовичу, С. Ермакову, В. Гвоздеву с письмом, в котором констатировала, что «имеющаяся нормативно-правовая база позволяет заинтересованным лицам получать, используя различные манипуляции, нужные им решения». Члены Общественной палаты считают, что необходимо срочно корректировать «Положение» о проведении публичных слушаний.

Игрушечное конституционное право

Положение «О порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании «город Ульяновск», утвержденное гордумой в феврале 2006 года, – документ любопытный. Хотя бы потому, что уже в его преамбуле заложены серьезные противоречия: «Публичные слушания – это одна из форм реализации населением города Ульяновска своего конституционного права на местное самоуправление. Решения публичных слушаний носят для органов местного самоуправления рекомендательный характер».

То есть с одной стороны, разработчики документа и утвердившие его депутаты декларируют право (и не просто право, а конституционное право!) ульяновцев на «местное самоуправление». С другой стороны, это право в следующем же предложении… кастрируют. Ибо решения публичных слушаний для местной власти – лишь рекомендация. То есть, местная власть может прислушаться к нашим рекомендациям, а может послать их… туда, куда Макар телят не гонял.

На слушания должны выноситься такие крупные вопросы, как проект Устава Ульяновска, проект бюджета города и отчет о его исполнении, проекты планов и программ развития Ульяновска. Есть вопросы и «помельче», но, тем не менее, они тоже должны пройти процедуру общественных слушаний: проекты правил землепользования и застройки, вопросы предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства,

проекты планировки территории и проект межевания территории, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования…

Отдельно в «Положении» оговорены и вопросы, которые не могут выноситься на слушания. В частности, нельзя публично послушать вопрос «о доверии или недоверии органам и должностным лицам местного самоуправления, об их поддержке или ответственности».

Есть и забавные ограничения. На слушания не могут быть вынесены вопросы «противоречащие общепризнанным нормам морали и нравственности». Без комментариев…

Процедура организации и проведения слушаний в Ульяновске также имеет массу дефектов. Начиная с того, что объявления о слушаниях печатаются в единственной газете «Ульяновск сегодня», выходящей тиражом всего 3700 экземпляров. Шрифт таких объявлений чрезвычайно мелкий, сами объявления теряются в массе других документов. Формально все процедуры, вроде, соблюдаются. Но зачастую жители узнают о том, что, например, около их домов что-то будет строиться только тогда, когда слушания по этому поводу уже прошли…

И, наконец, самый главный дефект процедуры слушаний – безразличие, неактивность большинства ульяновцев. Впрочем, зачем проявлять активность, если слушания носят рекомендательный характер?..

Вместо рекомендательного – обязательный

«В июле прошлого года на заседании Совета депутатов Старой Купавны разгорелись жаркие дебаты», – сообщают московские СМИ.

Глава города Анатолий Плешань выступил с инициативой: внести изменения в положение «О публичных слушаниях», смысл которых был в том, что мнения граждан, принимающих участие в этих слушаниях, для органов местного самоуправления должен носить обязательный, а не рекомендательный характер.

Удивительно было слышать реплики некоторых депутатов, писали год назад журналисты, о том, что не стоит слушать толпу (народ), пусть окончательное решение будет за депутатами. В конце концов, большинство депутатов поддержали главу…

А в марте 2007 года в Старой Купавне прошли слушания по переводу земель, находящихся в собственности ООО «Агроцентр-Восток» из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, транспорта и связи, для размещения складского терминала бытовой техники и электроники.

На слушания, длившиеся больше 2 часов, пришло более 200 человек (напомню, в Старой Купавне – около 20 тыс. жителей). Основная часть пришедших на слушания – жители частного сектора, который располагается в непосредственной близости от планируемого строительства. Анатолий Плешань был против размещения такого объекта в городе. «Против» оказалось и большинство участников слушаний.

Напомню, мнение населения, выявленное в ходе публичных слушаний, является в Старой Купавне обязательным для органов местного самоуправления (совета депутатов и городской администрации).

После слушаний… кулаками машут

Более 400 подписей собрали 6 августа жители Засвияжского района против выделения на берегу Свияги участка под строительство торгово-развлекательного центра (около пешеходного моста в непосредственной близости от домов №67 и №71 по улице Аблукова). Жители считают, что подписи граждан, согласных с этим строительством, были получены обманным путем.

Обманутые засвияжцы направили обращение в Общественную палату, прокуратуру области (прокуратура переслала это обращение мэру Ульяновска). Депутат заксобрания Вячеслав Алексейчик 31 августа направил запрос Сергею Ермакову, в котором он просит поддержать инициативу засвияжцев о разбивке на участке, выделенном под строительство торгово-развлекательного центра, «Сквера Героев» (в память Героя СССР К. Пушкарева и полного кавалера орденов Славы А. Аблукова). И еще депутат просит мэра «детально проанализировать обстоятельства, при которых было выдано согласование на выделение земельного участка… особо обратив внимание на соблюдение законодательно установленного порядка выделения земельного участка под строительство».

Из небольшого анализа итогов публичных слушаний в Ульяновске (тема и число присутствующих на слушаниях): реконструкция квартиры в доме – 16 человек, строительство лодочной станции – 97, строительство торгового центра – 36, строительство магазина – 17, строительство административного здания – 33, строительство жилого дома – 36 человек…

Даёшь инициативу!

В прошлом номере в «НГС» была опубликована статья «271 человек спрашивают: сколько стоит дом не строить?». В ней сообщалось о том, что жители домов №11 по проспекту Ленинского Комсомола и №18 по проспекту Филатова (271 человек) подписали обращение против строительства в непосредственной близости от их домов трехподъездного 10-этажного дома.

Забеспокоились новогородцы, когда с площадки, на которой собираются «посадить» десятиэтажку, стали вывозить фундаментные блоки так и непостроенного магазина. Ответы чиновников сначала успокаивали: мол, вопрос окончательно не решен, но будет решаться с учетом мнения жителей. Однако последние письма дали понять: процесс согласования идет своим ходом, и мнение горожан учитывать никто не собирается.

3 сентября я направил Сергею Ермакову и Василию Гвоздеву запросы, в которых задал вопрос: «Будут ли проводиться публичные слушания по строительству этого 10-этажного дома?» (на мой взгляд, эти слушания, в соответствии с «Положением», обязательны). Ждем ответа.

А пока… Пока жители этих домов направили обращения в «Единую» и «Справедливую» «России», и внимательно изучают «Положение» о публичных слушаниях. Потому что есть в этом «Положении» раздел об инициативе населения. То есть публичные слушания могут проводиться не только по решению власти, но и по решению самих жителей. В Ульяновске прецедента публичных слушаний, инициированных горожанами, пока нет. Жители домов №11 по Ленинского Комсомола и №18 по Филатова могут стать первопроходцами.

От автора

После публикации статьи «271 человек спрашивают…» мне позвонили жители дома №26 по проспекту Ульяновский. «Рядом с нашим домом строят еще один дом, – сообщили они. – Разве это нормально? Что будет, когда дом сдадут? На верхних этажах нашего дома постоянные проблемы с водою (слабый напор), во многих квартирах еле теплые батареи. А ведь новый дом подключат к нашим коммуникациям, которые давно перегружены. Кто принимал решение о строительстве этого дома? О чем они думали? Почему нас не спросили? Что нам делать?»

Нет у меня ответа на эти вопросы.

Другое дело – что делать, чтобы подобное не повторилось. Вывод только один: брать инициативу в свои руки. Деньги прочно склеили власть с бизнесом. Деньги – главный инструмент в достижении целей бизнеса. А у жителей инструмента влияния на власть практически нет. Отозвать депутата, например, отправить в отставку мэра законным путем практически невозможно (власть отлично продумала механизмы своей защиты).

Жителям осталось одно – писать письма чиновникам, судиться да выходить на митинги и пикеты. И еще: попытаться использовать возможности существующего законодательства.

Пусть эти возможности небольшие. Но они есть. Только браться за это дело нужно не в одиночку.

И еще. Быть может, стоит отнестись к публичным слушаниям более внимательно, и изменить местное законодательство, превратив для власти рекомендательный характер слушаний в обязательный?