Ситуация с инвестиционными проектами, которые могут нанести ущерб окружающей среде, давно волнует экологическую общественность Ульяновска. С вопросами о том, как обстоят дела с точки зрения контролирующих органов, мы обратились председателю комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области Анатолию Казакову.

– Анатолий Николаевич, с каждым годом становится все больше тревожных прецедентов, когда при строительстве новых объектов не учитываются ни интересы горожан, ни элементарные экологические требования. Например – спортивный комплекс «Винновка»…

– Проект спортивно-гостиничного комплекса «Винновка» находится сейчас в стадии согласования, и никакие материалы по нему к нам в комитет пока не поступали. Мы знаем лишь о том, что там есть намерение строить… Наш комитет отвечает за проведение экологической экспертизы. Это тот уровень контроля, который входит в наши полномочия. Сейчас там не ведется никаких строительных работ. Мы не можем контролировать чьи-то намерения или желания. Госконтроль приходит, когда строительство уже начато.

– Значит, нужно дождаться, чтобы нарушение стало свершившимся фактом?

– Именно так. Сначала должна быть согласована документация, прошедшая экологическую экспертизу. Этого пока не делалось. Поэтому я могу с уверенностью сказать, что оснований для начала строительства нет. Более того, экспертизу проводим не мы, мы ее только организуем. Проводят ее независимые эксперты, такие как Михаил Шустов, Андрей Салтыков, то есть, люди, в честности, порядочности и профессионализме которых усомниться просто невозможно. Я только утверждаю их решения. До тех пор, пока не будет заключения экспертизы, невозможно финансирование проекта. Организация, которая пытается финансировать такие проекты, сразу попадает под санкции.

– А что вы можете сказать по поводу проекта «Ленинские горки»? Деревья вырублены, большей частью, незаконно. Кто за это ответит?

– К нам были обращения по этому вопросу. Мы разбирались очень тщательно и переправили материалы в Росприроднадзор, потому что существует разделение полномочий: эта стройка идет в водоохраной зоне Куйбышевского водохранилища, которое является объектом федеральной собственности, и экологический контроль за этим объектом должен осуществлять федеральный контролирующий орган. Насколько я знаю, они и составляли протоколы, и штрафовали.

– Тогда приведите примеры результативной деятельности комитета в рамках своих полномочий.

– Мы недавно раскрыли довольно серьезное преступление. 60 000 тонн отходов с радиолампового завода развезли по городу, и до сих пор неизвестно, где находится большая часть из них. Нашли пока только 5 000 тонн. Милиция сейчас занимается поисками остальной части. Организацию ООО УМ-1, ответственную за это нарушение, мы привлекли к ответственности. Выиграли у них суд в части возмещения ущерба. Они сваливали мусор по улице Невской – отходы третьего класса опасности. Суд признал только 3,5 тысяч тонн, но предписание о вывозе подтвердил. А вот штраф, который мы на них наложили, суд отменил, руководствуясь тем, что отходы сваливали в водоохраной зоне Свияги, которая подведомственна федеральным органам – они и должны за это штрафовать. Мы отправили материалы в Ростехнадзор – там это вопрос решают.

Кстати, когда строился торговый комплекс «Звезда», эти четыре огромных корпуса на улице Октябрьской, мы выставили застройщикам счет на сумму более 350 миллионов рублей за негативное воздействие на окружающую среду. Фигурант этого дела, небезызвестный Алексей Шаповалов, самарский миллионер и его компания «Сити-Маркет». Он судился с нами, но суд проиграл.

– Как я понял, вопросы о планах строительства здания Госархива или металлургического комбината – пока не к вам?

– Как мы можем кому-то запретить иметь намерения? Например, намечается строительство в парке Матросова. Когда к нам поступят материалы на экспертизу, мы ее проведем. И по результатам будет видно, можно строить тли нельзя. А если они начнут стройку минуя экспертизу, приедут наши инспекторы, оштрафуют, дадут предписание о прекращении строительства. Другое дело, что меры, которые мы принимаем, часто пытаются обжаловать в суде.

– Экспертиза, конечно, дело серьезное, но бывают же проекты, которые объективно ее пройти не могут, а правительство области заинтересовано в инвисициях…

– Нормальные инвесторы никогда не начнут работ без полного комплекта документации, потому что знают – в противном случае их проект просто прикроют.

– А как ваша работа выражается в цифрах?

– Годовой план по сбору выплат за негативное воздействие на окружающую среду уже выполнен на 113%. Если 2005 году он составил 44 миллиона рублей, сейчас он уже больше 100 миллионов – и это не считая штрафов. Это постоянная работа…

В идеале мы должны получать ноль рублей, но это, конечно, из области фантастики. Многие предприятия негативно воздействуют на среду, и наша задача – обеспечить, чтобы они за это платили. Потом эти деньги направляются на природоохранные мероприятия.