Собственники жилья почувствовали вкус свободы

ИНТЕРЕСНЫЕ «ЗАГОГУЛИНЫ» ДЕМОНСТРИРУЕТ РЕФОРМА ЖКХ: В ТО ВРЕМЯ КАК ЕЕ

ОРГАНИЗАТОРЫ ЕЩЕ ТОЛЬКО АГИТИРУЮТ СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ ОБЪЕДИНЯТЬСЯ В ТОВАРИЩЕСТВА, В УЛЬЯНОВСКЕ УЖЕ НАЧАЛСЯ ОБРАТНЫЙ ПРОЦЕСС.

На минувшей неделе в суд обратились жильцы одного из 25-ти домов крупнейшего в Ульяновске жилищно-строительного кооператива «Комплекс». Истцы просят обязать руководство ЖСК передать всю документацию по их дому управляющей организации, которую они себе избрали, решив навсегда покинуть кооператив.

Инициаторы «бракоразводного процесса» (а они прожили в мире и согласии с родным ЖСК 10 лет) стали смотреть налево еще в марте этого года. По их словам, тогда сменился состав правления кооператива, и выяснилось, что финансовое состояние «Комплекса», мягко говоря, неважнецкое: ЖСК задолжал немалые суммы поставщикам тепла, подрядным организациям. Получить же полную и достоверную информацию о расходах кооператива ни старшие домов, ни ревизионная комиссия так и не смогли. Между тем поставщики горячей воды, не дождавшись погашения долгов, наглухо закрутили вентили. Тогда-то желание сменить управленцев на более профессиональную команду стало непреодолимым.

В июле сторонники развода провели собрание и приняли решение отказаться от услуг правления кооператива в пользу управляющей компании, которая, кстати, прежде и обслуживала их дом в ряду других подрядчиков и сама пострадала от ЖСК, задолжавшего ей более двух миллионов рублей. Заявления квартировладельцев, занимающих 60 процентов

общей жилой площади дома, были вручены председателю кооператива. Но тот категорически отказался рвать «брачные узы»: противная сторона алиментов ему не обещала, а иных источников дохода, кроме квартплаты, у него не было. – Мы имеем полное право сами распорядиться, какую форму управления домом избрать, – говорит член инициативной группы, старшая по дому Вера Майорова. – А председатель вместо того, чтобы исполнить требования Жилищного кодекса, предпринял ответные действия – созывал собрания жильцов, пытался уговорить их не выходить из кооператива. В аргументах не стеснялся, назвал всех нас «купленными» управляющей компанией, расклеивал листовки, в которых утверждал, что «дом принадлежит ЖСК, а из-за доброхотов переходит в руки частника».

Сам председатель кооператива Виктор Павлов в разговоре с корреспондентом «РГ» заявил, что желающие могут отказаться от членства в ЖСК, но это совсем не значит, что они вправе прихватить с собой сам дом.

– Отпускать дом или нет – это решение должен принимать весь наш кооператив (25 домов) на конференции, – сказал он.

По его мнению, весь этот конфликт инспирирован управляющей компанией, желающей подобрать себе «еще один кусок доходов».

Однако замначальника областной жилинспекции Владимир Чу-муркин пояснил, что председатель неправ – собственники жилья вправе сами определять форму управления домом. И если заявление жильцов поступит в инспекцию, то председателя ждут санкции.

В Ульяновске это уже второй случай, когда жильцы пожелали сменить форму управления своим домом. Еще один дом просится «на волю» из ТСЖ «Вымпел», которое, по мнению собственников, было создано с нарушениями законодательства. Напряженно ждут завершения спора с председателем «Комплекса» и обитатели некоторых других домов этого кооператива, которые тоже не прочь поменять неэффективную организацию пусть на частного, но надежного домоуправа.

Постоянный эксперт «РГ», руководитель Центра защиты прав потребителей Григорий Каленов считает, что за этими событиями уже можно разглядеть тенденцию.

– Налицо кризис управления, связанный с изменением внешних и внутренних условий, – говорит Каленов. – Революционная ситуация: верхи не могут, а низы не хотят жить по-старому.

Каленова радует, что собственники начинают проявлять активность, а на рынке ЖКХ формируется конкурентная среда, когда уже есть из чего выбирать. Но его беспокоит, что чиновники областного и городского уровня уговаривают квартировладельцев создавать ТСЖ, не предложив им при этом действенного механизма защиты от непрофессионалов и нечистоплотных руководителей. По его мнению, это уже стало похоже на гонку за показателями отчетности.

– Мы что, делаем реформу или

отчитываемся на партсобрании за выполнение плана по сбору кукурузы? – спрашивает Каленов. -Эта кампанейщина ни к чему хорошему не приведет.

Сергей Савельев, вице-мэр Ульяновска, курирующий реформу ЖКХ, подтверждает, что областное правительство и муниципалитет города стимулируют создание ТСЖ. Хотя, как оказалось, можно было бы и не торопиться: по словам Савельева, планка в пять процентов количества ТСЖ от общего числа многоквартирных домов (установленная законом о фонде содействия реформированию ЖКХ как условие дополнительного финансирования капитального ремонта домов) в Ульяновске уже давно преодолена. Сейчас, по его словам, в областном центре дома, объединенные в ТСЖ и ЖСК, составляют уже 15 процентов городского жилья. В то же время Савельев подтвердил, что рецептов от непрофессионализма и нечистоплотности руководителей ТСЖ у мэрии и впрямь нет. Но на то оно и самоуправление: собственники жилья вправе выбирать исключительно умных и честных. Отслеживать процесс выбора у мэрии нет возможности: этим делом в комитете ЖКХ занимаются только три специалиста – дополнительных штатных единиц не дают.

На прошедшем недавно брифинге министр топливно-энергетического и жилищно-коммунального комплексов Ульяновской области Сергей Никитин заявил, что областное правительство заинтересовано в создании ТСЖ. А для обеспечения благоприятных условий их функционирования региональное правительство обратилось к Законодательному собранию области с инициативой освободить ТСЖ от налога на имущество, снизить налог на прибыль в части, зачисляемой в областной бюджет, до 13-13,5 процента. Органам местного самоуправления (муниципалитетам) рекомендовано освободить товарищества от земельного налога.