В 2008 году нам предстоит отметить 360-летие со дня основания Симбирска-Ульяновска. Однако есть люди, которые считают, что история нашего города должна измеряться не сотнями лет, а тысячелетиями. И даже древний Ереван-Эрибуни намного моложе седого Симбирска…
Не так давно увидели свет результаты исследований Александра Кожевина, который уже в течение ряда лет проводит раскопки в Старомайнском районе Ульяновской области. Их результатом было объявление того факта, что Старая Майна имеет возраст более 1700 лет, и ее по праву можно считать самым старым поселением России и даже центром, откуда вообще пошла вся русская культура.
Однако 1700 лет – это еще не предел. Например, если отвлечься от официального исторического взгляда на вещи и обратиться к источникам, подобным непризнанной в научном мире «Велесовой книге» (Для спраки: глиняные таблички «Велесовой книги» обнаружили в Великом Новгороде, но позже были утрачены. До нашего времени уникальный исторический документ дошел лишь в переписанном на бумагу виде, и поэтому официальной наукой он не признан). Так вот, изучая ее, можно сделать вывод, что поселения славян в Среднем Поволжье были основаны еще задолго до того времени, на который делает акцент Александр Кожевин.
Как же выглядит хронология и место в ней нашего города, если рассматривать ее по «Велесовой книге»?
– VII тысячелетие до нашей эры – исход праславян с Севера в сторону Южного Урала и Индии.
– IV тысячелетие до нашей эры – исход славян из Индии в Переднюю Азию и на Кавказ.
– Затем – исход в Семиречье. Ра-река (нынешняя Волга) текла практически по современному своему руслу. Именно к ее берегам, согласно книге Велеса, привел более 5 тысяч лет назад свой род Богумир – муж Славы. Здесь и был заложен святой город Кайлеград. Место это и есть исток ведической веры, от которого расходились в дальнейшем роды славян. Сегодня на этом месте расположен Аркаим.
Поразительно, что археологические находки предметов именьковской культуры, сделанные и в Аркаиме, и в Старой Майне, и в Ульяновске, имеют очень много общего. Это доказывает, что Ульяновск (точнее, город неизвестного названия, в окрестностях которого позднее был построен Симбирск) был основан во времена Богумира – то есть возраст его насчитывает более 5 тысяч лет!
Вновь обратимся к «Велесовой книге». «В те времена Pa-река была границей с иными землями. И когда возжелали враги наши идти на нас, и должны мы были бороться за снопы наши, чтобы удержать степи наши и не отдать землю иным». Отсюда понятно, что земли, заселенные родом Богумира, простирались от русла Ра-реки до предгорий Южного Урала, и славянские племена в течение нескольких веков жили здесь оседло, пока Арий не повел племена в сторону Карпат.
Дальнейший ход истории еще несколько раз возвращал славянские племена на обетованную землю Богумира, который почитался аватарой. «И это есть Земля Волжская. И Pa-река ее кругом обтекает. И это земля отцов наших».
Во времена, относящиеся к началу нашей эры, территория была занята уже болгарами, которые обычно селились на тех же местах, что и славяне. Известно, что основатель древнего Киева Кий вел с ними войну в V веке нашей эры: «И тогда Кий отвел полки свои от врагов, и камские болгары не бились с ним, и те земли и воды вновь забрал род его». «И так эта земля стала нашей от края и до края. И была она Русколанью».
В описании царствования Кия есть следующая фраза: «И тьмы лихих неслись на нас из Синьбирского края. И тут готы пришли в степи наши, зло творя». Под Синьбирьским краем подразумевалась местность, лежащая по левую сторону реки Итиль (Ра-река, нынешняя Волга). Дело в том, что границей Русколани служила именно Волга, а обетованная земля Богумира, с остатками Кайлеграда, занятого кочевниками, попеременно переходила из рук в руки.
Путешественник Олеарий, побывавший на Волге в XVII веке, упоминает о городе Синьбирске, расположенном на левом ее берегу немного южнее нынешнего Ульяновска (зона затопления в районе села Красный Яр). Выходит, что город с этим названием уже существовал к тому времени, а его топономика сложилась под влиянием славянской культуры. Какова была его роль в то время, и кому он принадлежал со времен власти хазар – неизвестно. Но ясно, что он пережил несколько периодов, два из которых явно подтверждены археологическими находками, а один – историческими документами. Это:
– времена правления Богумира – город играл роль сторожевого бастиона;
– булгарский период;
– времена Симбирска (Ульяновска) как города-бастиона засечной черты.
Если говорить о положении города, то оно оставалось практически неизменным, как и не менялось русло Pa-реки (Итиль, Волга) в среднем течении. Менялось только расположение – на правом или левом берегу. Это связывалось с тем, что Волга служила естественной сторожевой линией. Естественно, что расположение города менялось в зависимости от того, кто каким берегом владел. Название же переходило как бы по наследству.